Россия им поможет: кого на самом деле кормит «гуманитарка» из РФ

Проверить объемы гуманитарной и финансовой помощи, поступающей в «ЛНР» и «ДНР» и выдаваемой населению, практически невозможно. Подобная ситуация приводит к тому, что и в РФ, и в «республиках» на российской «гуманитарке» — «помощи Донбассу» — наживаются циничные дельцы. А те, кому она предназначалась, в лучшем случае, довольствуются лишь жалкими крохами «с барского стола»… В ситуации с «гуманитаркой» разбирался Informator.lg.ua.

Кому война…

Очевидным является факт, что вследствие военных действий на востоке Украины сложилась тяжелая гуманитарная ситуация. На подконтрольной Киеву территории Луганщины и Донетчины помощь гражданам оказывает государство, волонтеры, международные и украинские неправительственные организации.

Жителям неподконтрольных территорий «повезло» меньше. Жить в непризнанной республике удовольствие весьма сомнительное – зарплаты (у тех, кто их получает) мизерные, а цены на товары первой необходимости значительно выше украинских. Конечно, правители псевдореспублик «подбадривают» население оптимистическими прогнозами и воодушевляющими программами: еще немного и Донбасс поднимется с колен, станет «маленькой Швейцарией», а «нищие укры» будут приезжать на заработки в «процветающую «Новороссию»…

А пока, граждане несуществующих государств, стиснув зубы и затянув пояса, довольствуются тем, что есть. Кроме мизерных «социальных выплат» со стороны сепаратистских «правительств», социально незащищенные слои населения могут рассчитывать на гуманитарную помощь, как правило, из России, которая всячески поддерживает существование данных непризнанных республик. Эта помощь выделяется как из бюджета России – в виде прямых дотаций и грузов «гумконвоев», так и из благотворительных пожертвований сердобольных россиян. Особенно внушительными объемы помощи были в 2014 году, в самый разгар боевых действий. Впоследствии поток «гуманитарки» из РФ существенно сократился, но не перестает поступать на территории «Л/Д-НР».

01

Естественно, нашлись люди, которые не смогли стоять в стороне и решили «нагреть руки» на потоке российской гуманитарной помощи. Для множества мошенников, начиная от мелких жуликов и заканчивая весьма известными людьми, называющими себя властью на территориях подконтрольных сепаратистам, она стала настоящей «золотой жилой». Оценить то, сколько заработано на аферах с «гуманитаркой» не предоставляется возможным. Рассмотрим лишь некоторые примеры того, как на бедах мирного населения Донбасса наживаются мошенники разной масти.

Благотворители и мошенники

Как уже отмечалось ранее, существует два типа финансирования гуманитарной помощи со стороны РФ – государственная и благотворительная. Что касается последнего, это наиболее удобный способ наживы для мошенников. Количество переданной материальной помощи для нуждающихся и реально направленных на эти цели средств – отличаются значительно.

О деятельности одного из «благотворительных фондов», собиравшего пожертвования в РФ для помощи жителям «Новороссии» нам рассказал Константин (имя изменено – ред.), коренной житель Луганска.

По словам нашего собеседника, привлек его к псевдоволонтерской деятельности одиозный луганский политик Игорь Геннадиевич Гуменюк – первый секретарь ЦК недавно созданной организации «Коммунисты Луганщины».

02

Игорь Гуменюк (в центре)

Следует рассказать немного об этом небезызвестном в Луганске человеке. Первые шаги в своей политической карьере Гуменюк начал делать еще в 90-х годах, когда находился в свите «Доброслава» – ныне покойного луганского уголовного авторитета Валерия Доброславского.

04

Гуменюк и Доброславский, начало 1990-х годов

В 2000-х Игорь Геннадиевич следовал политической конъюнктуре и многократно менял свой «окрас». Однако, выбиться хотя бы в региональные политики первой величины ему так и не удалось. В предвоенные годы Гуменюк был депутатом Александровского горсовета от «Фронта 3мін». В 2014 году стал депутатом «Народного совета ЛНР». Сегодня этот человек является главным «коммунистом» непризнанной республики.

Благотворительные фонды – основная специализация Гуменика, ими он занимается ещё с конца 90-х… А вот махинациями на поприще благотворительных сборов он увлёкся в 2011 году – именно тогда начали активно ходить по городам Луганской области девочки и мальчики с пластиковыми коробочками на шеях, собирающие средства на лечения, операции и прочие богоугодные дела. Дабы не очернять себя, тогда он пользовался подставными организациями и никоим образом не фигурировал в их списках правления. В тот период наиболее тесное сотрудничество Игорь Гуменюк имел с БО «Благотворительный Фонд Игоря Апанасенко», который помог ему разбогатеть на проблеме больных детей. Схема была проста – по улицам сначала Луганска, а затем Алчевска и других городов Украины ходили волонтеры с пластиковыми урнами, в которые собирали пожертвования на операции и лечение для тяжелобольных детей. Волонтеры получали определенный процент от собранных средств, передавая все остальное Гуменюку, который дальше распоряжался этими деньгами по собственному усмотрению. По данным нашего источника, за несколько лет такой «деятельности» Игорь Геннадиевич заработал от миллиона до полутора миллионов гривен.

С началом военного конфликта на Донбассе, благодаря новым связям в России, одиозный луганский политик организовал в Москве сбор средств для помощи социально незащищенным жителям «Новороссии», учреждениям и вынужденным переселенцам в РФ от имени «Благотворительного фонда «Святителя Тихона». Сам Гуменюк, естественно, продолжал оставаться в тени и нигде не фигурировал.  Волонтеров набирал, по большей части, с территорий Луганской области, подконтрольных сепаратистам. Своим работникам выплачивал 25-30 процентов от суммы сбора помощи, к тому же, помогал решить вопрос с жильем.

03

Для создания дополнительной мотивации Игорь Гуменюк содействовал луганской молодежи в поступлении в московские колледжи и вузы. Помимо псевдоволонтерской деятельности, всех этих молодых людей он привлекал и к митингам КПРФ, которые неплохо, по луганским меркам, оплачивались. Для ребят из городов, рядом с которыми взрывались снаряды, и где сложилась сложная гуманитарная ситуация, это было неплохой возможностью уехать подальше от опасных для жизни районов и обеспечить свое существование.

Помимо 25-30 процентов от сбора, которые выплачивались волонтерам, значительная часть собранных средств, естественно, оседала в карманах самого Гуменюка, а также людей, которые предоставляли возможность работать под вывеской фонда «Святителя Тихона» луганской «бригаде».

По оценкам Константина, значительное время проработавшего в этом «фонде», до реальных адресатов доходило не более 20 процентов от собранных средств. Тем не менее, учитывая, сколько жертвовали сердобольные российские граждане, которые наслушались от российских СМИ о «зверствах киевских карателей» в отношении жителей Донбасса, даже эти суммы выглядели довольно внушительно.

05

«Летом 2014 года за 4-5 часов работы в Москве один «волонтер» собирал от 2 тысяч российских рублей и более. Позже, когда «волонтеров» расплодилось великое множество, а люди стали «помогать» менее охотно, результаты стали более скромными. Тем не менее, собрать пару тысяч рублей за день мне удавалось практически всегда», — рассказывает Константин.

КПРФ и другие «помощники»

Помимо сотрудничества с благотворительными фондами, Игорь Гуменюк, плотно сотрудничающий с российскими коммунистами, установил контроль и над транзитом гуманитарной помощи от КПРФ, объемы которой также были весьма солидными.

07

Следует отметить, что  КПРФ собирала помощь «для жителей Донбасса» практически, по всей России – от Удмуртии до Калининграда. Помимо постоянных пунктов сбора «гуманитарки» в местных отделениях КПРФ по всей России, сбор средств, медикаментов, одежды, продуктов регулярно осуществлялся и на улицах российских городов, где глашатаи в красных накидках активно агитировали людей помогать «борющемуся и несломленному Донбассу».

08

09

Поток «коммунистической гуманитарки» оказался столь внушительным, что впоследствии луганский политик решил полностью отойти от работы с благотворительными фондами и полностью сосредоточиться на партийной деятельности, а также транзите гуманитарки от КПРФ.

10

«Благотворительный фонд Святителя Тихона», по сути, являлся всего лишь каплей в море. Как утверждает Константин, конкуренция по сбору помощи для жителей оккупированной части Донбасса – весьма велика. Общаясь с «коллегами» из других организаций, наш собеседник выяснил, что им выплачивается в различных случаях от 30 до 50 процентов собранных средств, предназначенных для жителей непризнанных республик. Работают в таких организациях, как правило, либо студенты, либо приезжие жители из бедных регионов РФ, которые не смогли найти достойную работу в столице и других крупных городах России.

Подобные схемы были распространены не только в Москве, но и во всех крупных городах России. Сложно сказать, были ли организации, которые передавали хотя бы половину собранных средств и товаров по назначению. Небезразличные люди передавали помощь не только деньгами, но, например, и ношенной одеждой. Достоверно неизвестно, какой процент вещей доходил до жителей Донбасса, но по сведениям из непроверенных источников, махинаторы и здесь своего не упустили – перепродавали лучшие вещи в секонд-хендах.

11

Следует отметить, что кроме российских «благотворительных фондов», которые в 2014 году массово стали переключаться со сбора средств на лечение тяжелобольных детей – на помощь «жителям и «ополчению» Новороссии», средства на помощь жителям Донбасса на территории РФ собирает и огромное количество различных общественных движений и организаций. Помимо КПРФ этим занимаются и «Суть времени» Кургиняна, и «другая Россия» Эдуарда Лимонова, и еще десятки, если не сотни, различных организаций.

Кроме того, что не все собранное реально доходит до жителей Донбасса, значительная часть средств или товаров расхищается уже на территории «республик».

О расхищениях гуманитарной помощи жителям «Л/Д-НР» иногда говорят и сами представители сепаратистов, обвиняя в этом своих коллег, с которыми в силу каких-то причин у них разошлись взгляды и интересы. Недавний пример: конфликт некогда дружной команды «Луганской Гвардии» – Пятериковой и Бахмутского, видеозапись которого гуляет в сети. Анастасия открыто обвиняет своего бывшего товарища в том, что тот с подельниками ворует гумпомощь, собранную в России для жителей Донбасса.

Такие скандалы, время от времени, случаются и на более высоком уровне, с большими суммами. Как правило, речь идет  о централизованном потоке гуманитарной помощи из России. Очевидно, что это массовые факты, поскольку публичные скандалы случаются лишь тогда, когда интересы главарей сепаратистов пересекаются.

Игра «по-крупному»

Один из самых громких скандалов, связанных с расхищением гуманитарки «должностными лицами» так называемой «ЛНР», произошел с «экс-первым вице-премьером правительства «ЛНР» и «руководителем аппарата совета министров «ЛНР» — Валерием Потаповым.  Этого человека связывают с кланом «главы ЛНР» Плотницкого, который в последнее время остро конфликтует с группой «силовиков» республики во главе с руководителем «МГБ ЛНР» Леонидом Пасечником.

Потапова называют теневым бухгалтером Плотницкого, а сфера его деятельности – разграбление российской гуманитарной помощи и дальнейшая ее реализация через бывшие супермаркеты АТБ, которые отжаты в пользу «республики», а по факту – семьи Плотницкого – и теперь называются «Народными». Доказательством этого служит факт вскрытия сотрудниками «МГБ ЛНР» (читай – конкурирующей бригадой) в декабре 2014 года складов, принадлежащих Потапову, где хранилась гуманитарка и контрабанда, предназначенная для перепродажи в уже упоминаемой торговой сети «Народный».

12

Поначалу Плотницкому удалось «замять» этот скандал и не допустить распространения информации. Но в ходе нового витка конфликта с командой Пасечника, представители «МГБ ЛНР» распространили видео со вскрытия склада, и в этот раз команде Плотницкого не удалось избежать скандала: «главе республики» пришлось пожертвовать Потаповым, который покинул занимаемые должности весной 2015 года и ушел в тень.

О хищениях «гуманитарки» и ее дальнейшей перепродаже местному населению не раз заявляли различные «видные деятели» сепаратистов. Правда, впоследствии, многие из них были либо ликвидированы российскими военными и верными Плотницкому бандформированиями, либо взяты под контроль российскими спецслужбами. Яркий пример – казаки атамана Козицина, которые, как и их лидер, нещадно критиковали руководство так называемой «ЛНР» и говорили о фактах «дерибана» гуманитарки.

Козицин неоднократно заявлял о том, что не признает новоиспечённое руководство «республики», называл их ворьем и обещал с ними не сотрудничать. Впоследствии, казаки были частично ликвидированы, частично переведены в «милицию ЛНР». Самого атамана Козицина, спецслужбы РФ вывезли в Россию и, видимо, взяли на крючок. В последующих, очень редких интервью, он уже не упоминал об этих кражах и признавал руководство псевдореспублики.

Про махинации руководства «ЛНР» с гуманитарной помощью говорил и другой казачий атаман – Павел Дремов.

Однако его постигла более печальная участь – погиб при загадочных обстоятельствах.

Расхищение гуманитарки, и последующую ее продажу в бывших супермаркетах АТБ приписывают и лидеру «ДНР» – Александру Захарченко. Как и его луганский «коллега», этот персонаж присвоил себе данную торговую сеть, назвав ее «Первый республиканский супермаркет». Теперь там реализовывается не только не дошедшая по назначению гуманитарная помощь, но и контрабанда с территорий, подконтрольных украинским властям. Контролирует сеть супруга Захарченко – Наталья.

Помимо супермаркетов, реализация гуманитарной помощи осуществляется и через аптеки «республик», где продаются лекарства, направленные из РФ для незащищенных слоев населения и тяжелобольных. В так называемой «ЛНР», эта схема завязана на «министре здравоохранения республики» Ларисе Айрапетян, которая является членом команды Плотницкого.

Более того, лекарства, которые были направлены Россией на оккупированные территории, затем вывозились и на территории подконтрольные Киеву, опять-таки, с целью их дальнейшей реализации. Доказательством этого служит недавнее задержание сотрудниками СБУ груза с медикаментами в районе города Золотое. Среди документов была найдена информация об отправителе: государственное учреждение «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита», Минздрав, Москва». Также было найдено «разрешение на перевозку медпрепаратов», подписанное Айрапетян.

Еще один скандал, связанный с гуманитарной помощью, касается другого луганского политика – нынешнего «главы администрации Луганска» Манолиса Пилавова, которого в связи с этим даже задерживали российские военные, но после вмешательства из Кремля отпустили. В частности, Пилавову приписывают кражу тушенки из гуманитарного груза, предназначенного для детских домов. Впоследствии эта тушенка продавалась на луганских рынках.

К сожалению, все это – лишь вершина айсберга. Реальные масштабы расхищения помощи, предназначенной для населения, изрядно потрепанного войной, способны поразить даже самое богатое воображение. Нельзя сказать, что население оккупированных территорий абсолютно не получает помощи. Но, к сожалению, это крохи с барского стола, подаваемые «для картинки».

Что же доходит до населения?

Изучая вопрос получения гуманитарной помощи жителями оккупированной территории, мы пообщались с пенсионеркой Валентиной. Женщина проживает вместе с дочерью и малолетней внучкой в оккупированном городе Торез Донецкой области. Ее зять не смог прокормить семью, поскольку на шахте, где он работал, зарплату не получал месяцами, а если и получал, то не в полном объеме. Стоит ли говорить, что этого абсолютно не хватало на выживание, и он был вынужден уехать на заработки, откуда пытается хоть как-то поддерживать семью.

Ни Валентина, ни ее дочь так ни разу и не получали российскую гумпомощь, о прибытии которой в Торез сепаратистские СМИ сообщали неоднократно. По словам Валентины, она слышала и знает людей, которым это удавалось. Но это редкие случаи и, скорее, исключение из правил.

А вот получать помощь ей и ее знакомым удавалось от фонда Ахметова, который таким образом пытается сохранить свой авторитет на оккупированной части Донбасса. Но здесь «повезло» жителям только Донецкой области, которой и ограничился влиятельный олигарх – в оккупированных районах Луганщины «ахметовская гуманитарка» не распространяется.

13

Местные поговаривают, что Ахметову удалось договориться с лидерами сепаратистов, в частности, с «секретарем совета безопасности ДНР» Александром Ходаковским, который, также, является командиром батальона боевиков «Восток», «членом парламента ДНР» и руководителем организации «Патриотические силы Донбасса».

Тот факт, что жителям оккупированного Донбасса легче получить «гуманитарку Ахметова», нежели российскую, наталкивает на размышления: какое количество последней реально доходит до населения? Ведь возможности целого государства, явно больше, чем одного олигарха, который не будет тратить на это больше, чем может себе позволить для собственного пиара.

К тому же, кроме выделения целевых средств из федерального бюджета, сами граждане РФ, жертвуют внушительные суммы различным благотворительным организациям.

14

Таким образом, многострадальное население оккупированного Донбасса стало средством обогащения как для местных «чиновников» и лидеров сепаратистов, так и для аферистов различных мастей из России.

С прекращением активных боевых действий на Донбассе поток денежной и гуманитарной помощи для непризнанных республик со стороны РФ начал постепенно снижаться. Естественно, малообеспеченные жители территорий, подконтрольных террористам, получают еще меньше помощи, если получают вообще. Это происходит на фоне ужесточения контроля над выдачей пенсий и других соцвыплат лицам, не проживающим на подконтрольной Украине территории. Как результат – и без того непростая социальная ситуация на неподконтрольной территории Донбасса может обостриться еще более существенно.

Александр Волков, Марк Кораблев для Informator.lg.ua