С нуля. Вольный кукольник из Первомайска

Переселившийся из зоны военного конфликта Александр Полуянов живет сейчас на Сумщине, недалеко от Тростянца – города, где пахнет шоколадом. Он настоящий артист, одет неброско, но на безымянном пальце – красивый серебряный перстень с черным камнем. Очень живой, контактный, кажется, что он занимает все пространство вокруг, умеет держать внимание.

Новое место и набитые шишки

Александр встречает нас неформально: «Не обращайте внимания на мою шишку на лбу. Не поверите, занимался вчера по хозяйству: потянулся за топором и… наступил на грабли».

Найти жильё на новом месте помогли друзья – подыскали пустующее подворье в селе Лесное. В студенческой юности Александр уже бывал в этих местах – приезжал сюда на прополку.

Александр не белоручка – после городского комфорта на Луганщине он сам обустраивает небольшой дом. Кукольный мастер умеет все: сам мастерит, ухаживает за участком, недавно ремонтировал печь, которую, как и своих кукол, очеловечил и любовно кличет «Галей». Так зовут маму и жену. «И соседку», – шутя, добавляет он. Жена – россиянка, из охваченного войной Первомайска уехала в Россию – к сыну от первого брака. Она тоже творческий человек.

Несмотря на то, что супруги сейчас в разлуке, Александр верит, что она сможет приехать в Украину, к которой очень тепло относится.

Мама Александра практически не видит, она – инвалид по зрению, поэтому все бытовые заботы лежат на нем.

В первое время после переезда городские службы помогли самым необходимым – дали теплую одежду, одеяла, лекарства для мамы.

Александр не скрывает, что были моменты отчаяния, когда хотелось броситься под машину. Он натура очень деятельная, но почти год искал работу – в районе с этим сложно. Говорит, что от затянувшейся депрессии спасала трудотерапия. Сначала ремонтировал дом, а сейчас помещение для репетиций. Александр восстановил в Тростянецком дворце для детей и юношества творческий кружок, создал «Театр кукол», работает на неполной ставке.

14786999_1152388804843696_2033812130_o

Поняв, что надо развиваться дальше, принял участие в тренинге грантовой программы по самозанятости для «переселенцев» Международной организация миграции (МОМ). Затем защитил бизнес-план по созданию мини-театра. Полученные деньги пошли на приобретение компьютеров для звукового сопровождения спектаклей.

«Праздничная культура»

Разговариваем с Александром по-русски, его речь очень красивая, образная. Украинский язык он тоже знает прекрасно, пишет на нем стихи, а недавно написал и первую сказку.

«Для меня культура украинская, как праздничная одежда. Я ее не ношу каждый день, но в особые дни могу облачиться и выйти покрасоваться. Это как эгрегор… Хотя я и говорю по-русски.

Я родился на Луганщине. У меня папа русский, он из-под Курска, а мама из Николаевской области, их раскулачивали. И вот все, что произошло у меня по любви к Украине, дала бабушка. Она клала мою голову к себе на колени, у меня были золотые кудрявые волосы, и пела: «Котик Мурчик. Мій голубчик…»»

На родине Александр устраивал еженедельные украинские дни. Здоровался, общался на мове в магазине, в парикмахерской, на рынке. Говорит, что знакомые сначала удивлялись, а потом привыкли и стали отвечать.

Свобода – главная ценность

Все его сказки об одном и том же: о добре, о жизни, о родине, о свободе.

«Я не терплю темноты и мракобесия. Я – за просвещенность и свободу. Если не будет свободы, то не будет и науки, развития. Актеру тоже нужна свобода, чтобы он проявил свое «Я»».

Александр делится, что он невоцерковленный, не принимает в религии коммерцию. Но верит, что существовал такой человек Иисус Христос, и что он был абсолютным бессребреником, помогая людям.

«Прошло уже 2 тысячи лет. А мало что изменилось в умах. Я не понимаю, почему человек не растет. Правда, что-то все-таки меняется, европейские принципы – социальный скачок вперед. Я свободный человек, и не переношу любых ущемлений».

Жизненная антреприза

У Александра два образования. В Северодонецке окончил музыкальное училище по классу трубы, но всегда тянуло в театр. В Луганском колледже он освоил режиссуру массовых зрелищ. На стажировку поехал в Воронежский театр кукол в 1995 году, потом путешествовал со своим сольным кукольным театром по СНГ, какое-то время жил в Сибири.

Возвращение в Украину окутано мистикой. В 2003-м внезапно понял, что хватит колесить по России. Александр вспоминает: «Жизнь часто разбрасывает знаки. Был случай: на улице один бездомный человек, глядя мне в глаза, поет: «Давай домой, Сашка! Домой!». А меня же Саша зовут. Тогда читал Карлоса Кастанеду, очень верил в такие знаки, а тут эта песня. Ну я собрался и поехал!»

В родной Первомайске вернулся уже режиссером городских массовых мероприятий. Вспоминает, что до войны занимался предпринимательством, был свой частный театр, была определенная зона комфорта. Правда, сам замечает, что удачливым менеджером так и не стал: «Не научился себя продавать».

14787625_1152388791510364_325709263_o

Долго искал актера, а нашел случайно, по «горящим» глазам. «Материала для одного-двух актеров практически нет, поэтому вместе писали сказки, выступали. Проработали пять лет, после начала военных действий партнер уехал в Россию. Можно сказать, что разлучила война», — рассказывает Александр.

Сейчас Первомайск на линии разграничения, много домов разрушено, люди разъехались кто куда.
Александр вспоминает предвоенную истерию. «Нагнеталось все это на телевидении, на российских каналах. Обзванивали ночью бюджетников, созывали защищать памятник Ленину. Собирались на площадях, кричали, что идет «правый сектор» нас убивать. Даже мои знакомые, нормальные вроде люди, стал говорить, что «вот придут наши»… Спрашиваю – кто это «наши»? Ты же присягу давал. Бесполезно…»

Возвращаться Александр в родные края не собирается: «Я здесь навсегда. Для меня важно настроение. Я не смогу пережить некоторые интонации. Должен пройти катарсис. Я только может лет через пять смогу смотреть в эти глаза».

Творчество

Тростянецкий Дворец детей и юношества находится в старинном здании. Когда мы заходили в помещение, было очень многолюдно. В театральном кружке, который ведет Александр, занимаются более двадцати детей. Говорит, что на занятиях всегда шумно и весело.

14787672_1152388778177032_978939553_o

Местные власти для репетиций выделили помещение, оно очень маленькое, в старом здании, но кружковцы его привели в порядок. Там же находится и кукольная мастерская. Мастер делает их сам, в основном по системе французских планшетных кукол.

«Дети – моя любимая аудитория. Я и сам немного «прибацнутый», веду иногда себя как маленький ребенок, – смеется артист. – Показываем обезьян, могу с ними поваляться на полу. Но они знают, что роль должны выучить, что жизнь – высокая ответственность и бывает сложно. Если я им позволю выступить неуспешно, они меня возненавидят. Приходится брать и тащить за собой».

Александр говорит, что одна из любимых у зрителей постановок – «Сказка о золотом сердце», а все их сказки пропитаны любовью к людям, к родине.

Александр планирует развиваться и далее. Есть планы организовать в городе фестиваль. Оказывается, Тростянец – город с давней кукольной традицией. «Здесь за 30 лет до меня жил человек – кукольник. У него остались ученики, думаю, им сейчас лет по 50-60. Думаю, что они отзовутся на мое предложение».

А еще режиссер отмечает, что любой театр со времен Шекспира должен быть самоокупаемым, он должен делать кассу. Хотя есть желание в качестве творческого эксперимента поставить некоммерческую пьесу для взрослых.

14795712_1152388818177028_1136044696_o

«О том, что в саду был один интересный сказочник с куклами, который один показывал всех героев, мне рассказали мои дети, – говорит Инна Бондаренко, директор районного центра социальных служб для семьи, детей и молодежи. – Я думала, что к нам приезжал театр из Сум, а потом поняла, что это Александр Полуянов – наш переселенец».

Инна уверена: «Нашему городу очень повезло, что здесь появился такой человек. Его спектакли не похожи на выступления заезжих гастролеров. Это бриллиант. Дети очень любят его».

Сейчас в Тростянецком районе проживает до трех сот человек, выбравших Сумщину для мирной жизни. Десять человек из них, как и Александр, приняли участие в программе Международной организации по миграции (МОМ), получив гранты на организацию швейного производства, парикмахерских или компьютерный услуг. Они создали новые предприятия, рабочие места, улучшили и расширили сервисные услуги и, как наш герой, обогатили культурную жизнь громады.

Лариса Белозерова для Informator.media. Материал подготовлен в рамках проекта «Голос місцевих ЗМІ» при поддержке ЕС

Informator.media
 продолжает спецпроект — «С нуля» — о людях, которые не хотят быть просто «ВПЛ», а продолжают жить, бороться, помогать другим . Если вы знаете людей, которые, несмотря на «вынужденное переселение», не опустили руки, занимаются любимым делом, ведут активную жизнь на радость себе и окружающим — пишите нам в редакцию