Затопленные шахты, страшные обстрелы, беззащитные хранилища: в Киеве боятся экологической катастрофы в Донбассе

Заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины Юрий Грымчак провел в Киеве первое заседание межведомственной рабочей группы по анализу проблемных вопросов в экологической сфере и поиска путей их решения как на подконтрольных, так и неподконтрольных территориях Донецкой и Луганской областей, созданной приказом Министерства от 15 июня.

«Донецкая и Луганская области были и раньше зоной экологического бедствия, но боевые действия и бездумная деятельность на неподконтрольных Украины территориях, непонимание последствий, привели к катастрофе. Сейчас вопросы экологической безопасности «с той стороны» никого не волнует вообще. Для них это чужая земля. Первое, что нам следует сделать — это выстроить эффективную систему экологического мониторинга Луганской, Донецкой, Запорожской и Харьковской областей. Это даст нам возможность разработать эффективный план действий, включая период после восстановления полного контроля правительства Украины над территорией», — отметил Грымчак.

К анализу экологической ситуации на востоке страны присоединяются и международные партнеры.

«Основная проблема — большой массив информации остался на неподконтрольных территориях. Мы планируем следующие три месяца работать над сбором информации. Важно понять, какой ситуация была до начала конфликта, и как на развитие ситуации повлияли боевые действия. Мы попробуем собрать максимальное количество данных и передать их людям, которые реально могут принимать решения — т. н. decision maker. Это наш маленький вклад в большую работу украинского правительства», — сказал представитель Управления Организации Объединенных Наций по координации гуманитарных вопросов в Украине Иван Бочоришвили.

Ректор Государственной экологической академии последипломного образования и управления, заместитель председателя рабочей группы Александр Бондарь отметил, что боевые действия критически повлияли на экологическое состояние региона.

«Есть понятие бифуркации — небольшой толчок может вывести систему из-под контроля. Военные действия — это как раз такая точка для Донецкой и Луганской областей. Именно так развивается ситуация с затоплением шахт. На той стороне «просто» закрывают шахты. Шахты находятся в мокрой консервации, то есть затапливаются. Сильно минерализованные воды — «рассол» (растворенные минеральные вещества в повышенных концентрациях 40-250 г / л) попадают в окружающую среду. Происходит перестройки биоценозов рек. Такие воды нельзя использовать для полива. Остановка водоотлива на шахтах приводит к повышению сейсмичности на 2-3 балла», — отметил эксперт.

Так же сложилась ситуация с просадками грунта. А в регионе Донецкой и Луганской областей просадочный диск — 15 тыс квадратных километров.

«Беспокойство вызывает ситуация на шахте «Юнком», где в 1979 году на глубине 903 м в закрытой камере состоялся атомный взрыв. Сейчас эта камера начала подтапливаться! Радионуклиды (цезий, стронций) еще не вышли на поверхность, но через какой-то период выйдут, — считает Бондарь. — Следующая ситуация — Амвросиевский район и Шахтерский. В 2015 году выпущено 10 000 снарядов. Перерыта вся площадь. Для сельскохозяйственных культур ситуация критическая. Взрывы снарядов — 82 мм, 120 мм, 152 мм, 220 мм — создают воронки до 2-3 метров. В результате взрыва разлетается 2000 осколков и перемешиваются с почвой».

Специалист напоминает, что на востоке есть хранилища, хвостохранилища, которые закрыты дамбами. Если эти дамбы будут нарушены, случится катастрофа.

«Нам нужна эффективная система информирования и оценки ситуации, мониторинга. Европейское экологическое агентство определяет, что в таких ситуациях должна быть четкая система обмена информацией. Наша Академия имела необходимое оборудование в Донецке, но в 2014-м его принудительно забрали», — отметил Александр Бондарь.