Игра про переселенцев: зеркало реальности или лукавая издевка?

В Киеве состоялась презентация игры под названием «Переселенська блуканина». Настольная игра, в деталях описывающая те злоключения, которые приходится пережить внутренне перемещенным лицам в Украине, уже успела наделать много шума в СМИ и нажить немало как сторонников, так и противников. Кто и зачем создал эту игру, а также как на нее реагируют переселенцы – в материале Informator.media.

«Минсоц тут не при делах»: что говорят создатели?

На большом картонном листе игры-бродилки размещены 135 пунктов – шагов, которые игрок, вжившийся в роль переселенца, должен пройти с момента выезда из неподконтрольной территории, до момента оформления выплат и получения потерянных документов.

Создателями и вдохновителями игры выступила общественная организация «Радник з питань ВПО» при финансовой поддержке канадской общественной организацией «Stabilization Support Services». Несмотря на активно распространяющийся слух о том, что игра вышла при официальной поддержке Министерства социальной политики, создатели игры опровергли эту информацию. Организаторы распространили пресс-релиз, в котором рассказывают о непричастности Минсоца к созданию игры, а также о заказном характере негативных публикаций в пророссийских СМИ. Также они заявляют, что данная игра не должна способствовать ретравматизации внутренне перемещенных лиц.

Как сообщила менеджер программы «Радник з питань ВПО» и один из создателей игры Валерия Вершинина, Минсоц к новой игре не имеет отношения.

«Министерство социальной политики является партнерами программы, но не имеет ни малейшего отношения к нашей игре. Они не указаны ни на коробке, ни в пресс-релизе. Мы презентовали эту игру во Львове, позже в Киеве и после презентации в столице появилось огромное количество статей, в том числе и на российских сайтах о том, что, якобы эту игру создало министерство. Дело в том, что Минсоц не участвовал ни в планировании этой игры ни в ее разработке. Минсоцполитики уже опубликовало свое опровержение касательно своей причастности», — отметила Вершинина.

22016436_1948151065441210_1699439406_n

По словам Вершининой, авторами игры являются коллектив переселенцев. Для создания игры проводились фокус-группы, в которых могли принимать участие лица из числа ВПО, поэтому в игре отражено мнение переселенцев и их реальные истории из жизни.

«У этой игры несколько авторов, один из них — я. Идея возникла, когда мы с коллегами обсуждали вопрос, что о проблемах ВПО знают только сами переселенцы, а также их родственники и друзья. Мы постоянно слышали от чиновников, которые сопричастны к этой теме, о том, что им кажется, что дискриминации ВПО не существует, или что они не понимают, в чем проблема. У нас 80% коллектива либо переселенцы, либо те, у кого переселенцами являются родственники. Концепцию игры создавали шесть человек. Позже в придумывании приняло участие человек двадцать. Когда разрабатывали концепцию игры «Переселенська блуканина», мы проводили фокус-группы, приглашали людей поиграть. Эту игру сделали переселенцы, чтобы помочь непереселенцам понять, что это такое – внутреннее перемещение», — рассказала Валерия Вершинина.

«Больно и неприятно»: стоит ли в «блуканину»  играть переселенцам?

По словам Вершининой, игра создана переселенцами, однако самими переселенцам играть в нее может быть больно и неприятно.

«Если в эту игру играть внутреннему переселенцу, ему может быть неприятно или больно переживать свой опыт. А может и не вызвать никаких эмоций – бывает по-разному. Когда в эту игру играют люди, которые не знают, что такое внутреннее перемещение, они отмечают, что игра заставила их задуматься и вызвала у них интерес. Некоторые люди не могли просто поверить, что такое может быть, они считали, что мы все придумали. Да, она не про розовых пони, там есть вещи, которые могут очень сильно задеть. В игре есть жесткий пункт, когда ты, уже почти достигнув финиша, ты возвращаешься назад. Есть в игре и такое жесткое правило: если ты устал играть или тебе очень грустно, ты можешь отказаться играть. Тогда считается, что ты якобы вернулся на неподконтрольную территорию. Да, если у тебя нет сил бороться, нет денег и жилья – ты туда вернешься…» — рассказывает Валерия Вершинина, одна из авторов нашумевшей игры.

«Самим переселенцам эта игра в «блуканину» ничем не поможет. Они и так знают, все, что с ними происходит. Эта игра позволяет погрузиться в мир бюрократии, мир процедур, которые не позволяют переселенцам интегрироваться и стать такими же гражданами Украины, как и все остальные. Мы живем в среде, где переселенец – это означает переселенец навсегда. Статус «не такие, как все» меня очень печалит», — добавила она.

Как оказалось, авторы нашумевшего настольного квеста не ожидали негативной реакции переселенцев, возмутившихся, что их тяжелые мытарства и беды кто-то «пытается превратить в развлекательную игру».

22052563_1948151072107876_286348120_n

«Нам непонятны негативные комментарии, это требует осмысления. Почему люди, которые не играли в эту игру и не хотят играть, считают ее унизительной? Для меня очень важно понять, в чем была ошибка. Мы делали игру с душой, заложив в нее свой опыт… Столкнувшись с определенной реакцией, я приложила много усилий, чтобы понять почему люди так реагируют. Я пыталась найти ответы, на вопрос: что в этой игре так задевает людей, но так его и не нашла. Надеюсь, что найду, и это послужит поводом к диалогу, который позволит нам защищать права ВПО. Многих оскорбил сам факт существования настольной игры, и тексты, которые в ней написаны», — отметила Вершинина.

Стоит отметить, что сама Валерия также является переселенкой из Донецка, поэтому тяготы, с которыми сталкиваются переселенцы, ей знакомы не понаслышке.

«Некоторые написали, что не желают мне пережить то, что описывается в этой игре. Как по мне, в игре описана очень лайтовая версия, и я бы с удовольствием поменяла историю из игры на свою историю внутреннего перемещения. Переселенцы сделали игру для непереселенцев, но это кому-то не понравилось, это же хорошо, это диалог. Сама обида на игру стала поводом поговорить о проблеме внутреннего перемещения. Именно этого мы и хотели добиться»,-  говорит менеджер программы «Радник з питань ВПО» Валерия Вершинина.

«Зрада» или «перемога»: что ждет игрока в финале?

Создатели игры напечатали 450 экземпляров игры и бесплатно распространяют ее среди общественных организаций. По словам авторов переселенческого квеста, заявок на игру поступило очень много, поэтому, возможно, придется допечатывать тираж.

«Мы не рассчитывали на такой ажиотаж. Те, кто получат игру, берут на себя обязательство провести игровые сессии с анкетированием. Тогда мы и увидим, происходят ли те изменения, которые мы хотели. Ни один переселенец на наших фокус-группах не заявлял, что считает игру унизительной»,  — отметила одна из создателей настольной бродилки.

По ее словам, некоторые переселенцы, участвуя в игре, не совсем так представляли конечную цель квеста.

«На одной из фокус-групп одна из переселенок, которая играла в игру, расплакалась. Она думала, что в конце игры будет возвращение домой. И вот она доходит до ячейки «перемога» и понимает, что возврата домой нет. Какой может быть возвращение, если твой дом оккупирован? В нашей игре победа – это когда ты обзавелся своим жильем и отказался от статуса переселенца. Но победа, на самом деле несколько сомнительная, так как проблемы на этом не кончаются. Так устроена наша система, например, ты не можешь получить бесплатные медицинские услуги в Киеве, если ты не киевлянин и не ВПО. Мы надеемся, что игра поспособствует уменьшению дискриминации переселенцев. Мы призываем властей отказаться от идей тотального контроля», — говорит Валерия Вершинина. По ее словам, не исключается и создание «версии 2.0» переселенского квеста, с учетом исправленных ошибок и пожеланий.

22053020_1948151058774544_753285272_n

«Первая идея была сделать не игру-бродилку, а игру по типу Munchkin. Представляете, какая была бы реакция, если бы мы сделали это? Мне сожгли бы дом. Если мы увидим, что можем создать какую-то еще игру, или улучшить и перевыпустить эту, то это было бы здорово», — резюмирует Вершинина.

Реакция общественности: плевок в душу или повод привлечь внимание к проблемам ВПО?

Как отреагировали на эту игру украинцы? По-разному.

Кто-то воспринял идею с юмором, констатируя, что данное чувство поможет переселенцам преодолевать ежедневные невзгоды. Для кого-то эта игра стала своеобразным «плевком в душу» и воспринята как издевка.

Переселенец из Луганска Вячеслав воспринял данную затею с улыбкой и не считает существование игры про переселенцев чем-то оскорбительным.

«Я считаю, что это нормально, и меня игра про эту «блуканину» совсем не коробит. Даже наоборот, я воспринял выход квеста с юмором. Да, в нем отображены реальные ситуации из жизни переселенцев, несколько моментов могут и жесткими показаться, но ведь это же правда. Гораздо унизительнее, что весь этот «квест» существует в реальной жизни», — считает Вячеслав. По его словам, он сам не прочь сыграть в переселенческий квест.

«Я думаю, что игра эта в первую очередь рассчитана не на переселенцев, а на тех, кто знает о «блуканине» понаслышке… Возможно, она действительно поможет кому-то понять, что такое быть «перемещённой особой», а не «гражданином своей страны»… А вообще стоит отнестись к этой игре с долей юмора. Может, игра и не поможет решить проблемы ВПО, но и не усугубит их, уж точно», — уверен Вячеслав.

Переселенка из оккупированного Енакиево, журналистка Марина Курапцева, придерживается противоположного мнения, и считает, что данная игра является издевательством.

«Сама идея создания такой «игры» кажется мне издевательством – намеренным или нет, в данном случае меня как переселенку это не интересует. Такие странные «идеи» не демонстрируют ни чуткости, ни понимания по отношению к самой уязвимой на данный момент категории населения Украины. Три с лишним года украинцы Донбасса и Крыма пытаются справиться со сложнейшими проблемами, и, увы, при планомерной «политике невмешательства» правительства делать это приходится почти всегда самостоятельно. Я не понимаю, как бы выжили переселенцы, не будь в Украине развитого волонтерского движения», — говорит журналистка.

По мнению Марины Курапцевой, миллионы переселенцев не могут рассчитывать на оказание медицинской, юридической, материальной помощи и остаются один на один со своим горем. На фоне этой ситуации, создание данной игры, по мнению журналистки, является странным.

«Миллионы людей остались наедине со своим горем, которое усугубляется по мере усиления стигматизации категории ВПЛ (внутренне перемещенные лица, — ред.). Мне кажется крайне странным создание такой «игры», превратившей в квест страдания миллионов украинцев. Я полагаю, «игра» станет еще одним инструментом, при помощи которых обесцениваются проблемы переселенцев в глазах общества. То есть, «игра» дает возможность посмотреть на беды ВПЛ как на что-то ненастоящее, вымышленное. Я считаю, что «игра» должна подвергнуться жесточайшей критике общественности – как насмешка над войной в Донбассе и ее последствиями для мирного населения. За переселенцами в течение трех лет посредством «работы» ряда СМИ закреплялся шлейф дурных новостей, в итоге получилось клеймо «плохих донецких/луганских/крымских». Не хотелось бы в довесок стать частью балагана под названием «Если у вас не получилось, вы всегда можете вернуться на исходную позицию – в оккупированную зону». Мне как украинке это непонятно, обидно и горько», — выразила свое мнение Марина Курапцева.

22054356_1948151062107877_1113709016_n

Критически оценила вышедшую игру и Анна Хрипункова, блогер и переселенец из Донецка. «Обстоятельства жизни переселенцев в игре воссозданы довольно точно, но дело в том, что точность как раз и возмущает. Ибо так это похоже на новую игру по мотивам «Гарри Поттера» — скрупулезное воссоздание параллельной реальности, но без возможности понять, что там за трудности, за проблемы. Поигрался — и только, иди по делам. В таком контексте вопрос, кто такие ВПО и чего они вообще страдают, так и остается открытым. А эти люди — не нищие и плакальщики, даже если они действительно сталкиваются с «тремя без» — безденежье, безработица, бездушие. Даже если они действительно плачут», — пишет Хрипункова.

«Где ж игра про Алеппо? Где игра про Югославию, про Хорватию, про Косово, про Осетию? Это ж сколько можно бабла срубить и понимающих людей заставить научить понимать то, что ты бросил все в оккупации и бегаешь за справочкой для получения справочки, которая даст тебе возможность получить главную справочку. Не можешь отпроситься с работы? Твои проблемы. Это жесткая игра, крутись как хочешь», — считает блогер, пишущий под псевдонимом Фашик Донецкий.

По мнению Фашика Донецкого, в ироничной форме критикующего игру, переселенцы якобы не должны возмущаться фактом создания игры, чтобы «не раскачивать лодку»

«Ладно, не нервничай. Это всего лишь игра. Ну не сдох ты под обстрелами, ну не прибили тебя на подвале, ну не поймала тебя гэбня, чо те еще надо? Ну выиграл ты жизнь у ФСБ, так шо сиди на попе ровно и не нервничай. Люди побросают кубики, фишками попередвигают и поймут тебя по-любому. А пока рот закрой, ты ж не патриот. Ты хуже чеченца после терактов в РФ. Дай людям в игры настольные поиграть и понять тебя. И вообще, топай за справочкой новой. Не мешай в игры играть», — резюмирует Фашик Донецкий.

Пока ведутся горячие дискуссии о том, поспособствует ли новая игра решению проблем ВПО, либо же послужит прямо противоположной цели, вынужденные переселенцы обречены ежедневно все так же сталкиваться с рядом проблем, ставших для них уже привычными. Бюрократические проволочки, бесконечные справки, неопределенность и неуверенность в завтрашнем дне, предвзятое мнение общества…  Пока государство на законодательном уровне не сделает все необходимое для защиты внутренне перемещенных лиц, их ежедневный печальный «квест» так и останется в ежедневной реальности, а не только на картонной настольной игре.

Подготовил Алексей Кириллов, для Informator.media