Высшее образование «ЛНР»: защититься в России и умереть

Между тем, что показывают жителям «республики» в программах телеканала «ГТРК ЛНР», что пишут на сайте «Луганского информационного центра», в газете «XXI век», и реальной жизнью — дистанция огромного размера. Один из самых красноречивых примеров лживости «ЛНРовской» пропаганды и ее колоссального отличия от реальности — ситуация в системе высшей школы «молодого государства». 

Братская помощь за… деньги

В недавнем интервью «ГТРК ЛНР» ректор Луганского госуниверситета им. Шевченко (бывший Луганский национальный университет) Елена Трегубенко и ректор Донбасского государственного технического университета (г. Алчевск) Андрей Зинченко с восторгом рассказывали, как выпускники их вузов получают российские дипломы, в каком восторге были от донбасских студентов и выпускников российские преподаватели.

Да, в сказанном ректорами есть доля правды. Выпускники луганских вузов защищают дипломные и магистерские работы в России. Возможно, тамошние преподаватели действительно в восторге от уровня этих работ.

Но даже то, что можно увидеть на сайтах упомянутых выше вузов, мягко говоря, смущает.

Луганский государственный университет на своем сайте (который, кстати, зарегистрирован в «Мининформации ЛНР» как… СМИ) размещает информацию о защите дипломных работ студентами специальности «Экология и природопользование» (в Новочеркасском инженерно-мелиоративном институте имени А.К. Кортунова) и студентами творческих специальностей (в Краснодарском государственном институте культуры). Этим информация о защитах студентами этого вуза дипломных работ в России ограничивается. Не упомянуто даже, сколько счастливчиков получили российские дипломы. Судя по фотографиям — немного.

А как же другие факультеты? Неужели все математики, историки и филологи решили получать в «ЛНР» так называемые «дипломы российского образца»?

Большинство студентов действительно были вынуждены довольствоваться «республиканскими» дипломами, ведь на получение российского просто не было денег: по словам самих студентов такая поездка в «братскую» республику выпускнику обойдется от 10 до 25 тысяч рублей.

«Я хотела получить российский диплом, — рассказывает на условиях анонимности студентка одного из факультетов «ЛГУ». — Но после того, как узнала условия, желание пропало. Дело в том, что вуз организовывал поездки на эти защиты только для студентов-отличников и фаворитов (или фавориток) влиятельных преподавателей. Отличницей я, к сожалению, не являюсь и не являюсь, к счастью, чьей-либо любимицей. Потому мне сказали, что поезд, проживание (от трех до пяти дней) и питание — за мой счет. А еще я должна заплатить пять тысяч рублей «на развитие вуза». Кто платил, говорили, что деньги просто передаются из рук в руки «доверенному человеку». Только так можно получить рекомендацию для защиты в России».

«Хохлы, не борзейте!»

Сергей тоже просил не называть его фамилию и вуз, который он закончил в этом году. Рассказал, что с лета по середину осени 2014 г. его семья жила в России. Еще не зная, вернется ли он в Луганск, молодой человек навел справки в российском вузе, где была его специальность.

«Мне ответили: «Да Донбасс уже почти наш! У вас будут российские дипломы. А если — еще нет, то переоформить — не проблема. Братья же!» Доучился я в Луганске. Оказалось, что для получения дипломов в России у нас отобрали нескольких студентов. В основном это — бывшие «ополченцы», дети влиятельных людей, МГБшников, «народных милиционеров». За них договорились с вузом, им оплатили проезд. Я ни к одной из этих категорий не отношусь. Потому родители напряглись и собрали нужную сумму. Чтоб это сделать, мы почти голодали. Папа даже мрачно шутил: «Раньше было: увидеть Париж и умереть, а сейчас — защититься в России и умереть». В российском вузе мы просили, чтоб нас — защищающихся из Луганска — комиссия заслушала в числе первых. Но вызывали по списку, и шли на защиту сначала россияне. Мы пытались объяснить администрации вуза, что желание защититься в первых рядах — не прихоть, а нам просто хотелось уехать домой в то же день, чтоб не тратиться на ночлег. Когда об этом услышал проходивший по коридору проректор, он сказал: «Хохлы, не борзейте! От вас и так — дополнительная головная боль!». Мы были в шоке».

Прощай, репутация!

Почти все лучшие выпускники луганских вузов 2015 и 2016 годов получат дипломы… не луганских вузов. А липецких, белгородских, ростовских, краснодарских…

Для любого вуза самый ценный капитал — репутация. А ее формируют в том числе и выпускники: их уровень квалификации, успехи на первом рабочем месте. И как раз такие молодые специалисты, которые могли бы сделать имя луганским вузам, будут теперь делать его вузам российским: получили ведь выпускники их дипломы. Да, учились в Луганске. Будут рассказывать об этом. Но слово-то к делу не пришьешь. А вот диплом — документ. Конечно, если в этом году в России все же решили вносить данные о дипломах, выданных студентами из «ДНР» и «ЛНР» в единую базу документов о высшем образовании. В прошлом году были конфузы: выпускники пытались трудоустроиться на российские предприятия. А сотрудники отделов кадров вызывали… полицию. Так как диплом соискателя не «пробивался» по базе данных.

На сайтах луганских вузов время от времени появляются информации о защитах диссертаций преподавателями. Так, недавно на сайте Луганского госуниверситета им. В. Даля появилась информация о том, что преподаватель кафедры «Гидрометеорология» Юлия Макаришина стала кандидатом наук. И защитилась она в… Волгограде. То есть, подготовка специалиста на счету российской научной школы.

Сейчас в «ЛНР» готовятся свои положения о Высшей аттестационной комиссии и об ученых советах, которые будут присваивать ученые степени и звания. Но кому? Серьезный ученый из Донецка или из Луганска (если еще можно говорить о таких в сложившихся условиях), добивающийся признания, наверняка будет стремиться защищать диссертацию не в «молодой республике».

Если ситуация не изменится, то, похоже, что от донецкой и луганской научных школ, скоро могут остаться одни воспоминания.

Битва за абитуриента

В упомянутом выше интервью Елены Трегубенко и Андрея Зинченко было сказано, что вузы рассчитывают в нынешнюю вступительную кампанию набрать на первый курс примерно столько же абитуриентов, сколько набрали в прошлом году.

А в прошлом году тот же ЛГУ им. Шевченко набрал 2300 первокурсников. Примерно по столько же — и другие вузы. Но удастся ли повторить этот подвиг в предстоящем учебном году? Вряд ли. В Луганске школы закончили 1082 одиннадцатиклассника. Это информация из выпуска новостей «ГТРК ЛНР». И вряд ли в других городах «республики» показатели выше.

Отметим, в довоенные годы — даже в самые кризисные — в Луганске было не менее двух тысяч выпускников.

Что из этого следует? Скорее всего то, что на первые курсы людей будут брать «с улицы», и стараться поменьше отчислять за неуспеваемость. Ведь нужно ж создавать хотя бы иллюзию того, что высшая школа в «молодой республике» процветает.

Анна Короленко для Informator.media