Опубликован анализ состояния экономики в оккупированных зонах

Опубликована  статья, анализирующая состояние экономики на временно оккупированной пророссийскими незаконными вооруженными формированиями «Л/ДНР» территории Востока Украины, передает «Схід«.

«Эта статья оценивает экономическую ситуацию на неподконтрольной Украине территории Донбасса. Учитывая то, что официальные статистические данные недоступны, мы используем изменения в интенсивности ночного освещения, зафиксированные с помощью спутников, чтобы оценить, в какой степени война уничтожила экономику, и можно ли наблюдать какое-либо восстановление в результате Минска ІІ. Впервые статья была опубликована на сайте VoxUkraine«, — говорится в сообщении.

Отмечается, что такой анализ осуществить в виду ряда объективных причин архисложно. Для анализа экономической ситуации в «ЛНР/ДНР» порой используются косвенные оценки, говорится в статье.

«Например, Юрий Городниченко и Александр Талавера изучили разброс цен на основные продукты питания на этих территориях. Кроме того, в статьях об экономических потерях на востоке Украины часто используются неподтвержденные сведения. Так, BBC в своем материале ссылается на Министерство экономики Украины, по подсчетам которого к середине 2015-го «ДНР» и «ЛНР» утратили 50–80% рабочих мест по сравнению с довоенным периодом. Зачем изучать экономическую ситуацию на востоке страны? Так можно не только оценить жизнеспособность «ДНР» и «ЛНР», но и понять гуманитарную ситуацию в регионе», — сообщают авторы.

Уточняется, что один из методов косвенной оценки — измерение освещенности территории в ночное время на основе спутниковых снимков.

«Интенсивность освещенности тесно связана с важным показателем экономической активности — потреблением электроэнергии (см., например исследование Випина Ароры и Йозефа Лисковски, 2014). Этот метод, например, применялся для оценки экономики в африканских странах южнее Сахары (работа Вернона Хендерсона и его коллег, см. список источников), анализа масштабов сирийского кризиса (статья Си Ли и Дерен Ли, 2014), а также в исследованиях политики «регионального фаворитизма» (авторы материала — Роланд Холдер и Пауль Рашки). Хендерсон и его коллеги выяснили, что в странах с низким и средним уровнем дохода изменение ночной освещенности на 1% приблизительно равно изменению дохода на тот же 1%», — сказано в тексте.

Авторы отталкивались от показателей освещенности. Точка сравнения — март 2014-го, до вспышки насилия в регионе. Были проанализированы данные по Киеву, а также нескольким городам Востока Украины,которые сильно пострадали вследствие боевых действий. Так, проведено сравнение освещенности в марте 2014-го, а также в мае 2014, августе 2014, январе 2015, марте 2015 и марте 2016.

В частности, сделаны спутниковые снимки столицы Украины, а также Донецка и Луганска в марте 2014, 2015 и 2016 годов.

«На изображениях Донецка и Луганска видно, что за год с марта 2014-го по март 2015-го и площадь освещенности, и ее интенсивность значительно уменьшились. В Киеве изменения очень несущественны. Схожая картина — в городах, не затронутых войной напрямую — Запорожье, Днепропетровске и Харькове. Там, как и в столице, видны колебания освещенности и в большую, и в меньшую стороны. Но в общем и целом уровень экономической активности в этих городах остается относительно стабильным», — отмечается в статье.

578e236760540

В оккупированном Донецке интенсивность ночной освещенности (в сравнении с началом конфликта) снизилась приблизительно в два раза. В Луганске в марте 2015 года освещенность упала почти до 1/3 от уровня 2014 года. Также приведены соотношения освещенности, которые дают возможность сравнить значения в указанный момент и 15 марта 2014 г.

От боевых действий сильно пострадали Иловайск и Дебальцево. В Иловайске освещенность упала примерно до 1/3, а в Дебальцево до менее чем десятой части от уровня 2014 г. Очевидно, что восстанавливать экономику в указанных населенных пунктах придется очень долго.

Между тем, как сообщают авторы исследования, интенсивность ночной освещенности в Славянске, и в меньшей степени — в Краматорске, также гораздо ниже уровня, который наблюдался до вооруженного конфликта.

 

«Война значительно повлияла на экономическую активность востока Украины. В зависимости от размеров населенного пункта это влияние различается: в крупных городах освещенность упала до 30–50%, в некоторых небольших — до одной десятой от довоенного уровня. Если опираться на соотношение Хендерсона (один к одному), то экономическая активность в крупных городах Донбасса тоже снизилась до 30–50%, а в небольших — до одной десятой от уровня, зафиксированного до начала конфликта», — говорится в тексте.

«После соглашений «Минск-1» и «Минск-2» признаков восстановления экономики в регионе нет. Ситуация не улучшилась даже после снижения интенсивности боев по сравнению с апрелем 2014-го — февралем 2015-го (по крайней мере, судя по данным освещенности), а экономическое положение населения Донбасса остается очень далеким от довоенного уровня», — заключили авторы материала.