Общественники уличили Авакова в стигматизации переселенцев

Общественные организации озвучили свою официальную позицию относительно заявлений министра внутренних дел Украины Арсена Авакова по отношению к внутренне перемещенным лицам (ВПЛ). Об этом говорится в сообщении, опубликованном на сайте Восток-SOS.

23 сентября 2016 на официальном сайте Министерства внутренних дел Украины в разделе «Новости» был опубликован материал, в котором Aрсен Аваков призвал Верховную Раду Украины поддержать законопроект о криминальных проступках. Материал посвящен инициативе Министерства по принятию нового закона об уголовных преступлениях.

«В своем объяснении относительно факторов, влияющих на рост уровня преступности в стране, министр внутренних дел Украины привел довольно манипулятивные и дискриминационные положения в отношении лиц, выехавших с территории Донецкой и Луганской областей по причине военного конфликта», — говорится в сообщении.

«Среди других причин обострения криминогенной ситуации в стране министр выделил масштабные миграционные процессы. «За годы войны в Киев въехали около миллиона беженцев-мигрантов с территории Донбасса. По всей стране от двух до трех миллионов человек создают также определенную проблематику. Это трудно контролировать в статистике», — процитировали общественники.

«Использование главой Министерства внутренних дел Украины термина «беженцы-мигранты» в отношении жителей Востока нашей страны, которые вынуждены были из-за агрессии Российской Федерации и вооруженного конфликта покинуть свои дома и стать внутренне перемещенными лицами, является признаком или непрофессионализма министра, или его юридической безграмотности, или непонимания природы перемещения и последствий конфликта в целом. Публично заявив, что переселенцы виновны в «обострении криминогенной ситуации», министр не привел никаких доказательств наличия причинно-следственной связи между процессами вынужденного переселения значительного количества лиц с Востока нашей страны и общей тенденцией роста преступности», — отметили общественники.

По словам участников общественных организаций, подобные высказывания министра является «ничем иным как использованием языка вражды, создает искусственное различие между гражданами Украины в зависимости от места их регистрации, а потому недопустимо для должностного лица такого уровня (как и для любого другого должностного лица)».

«Министр внутренних дел Украины, очевидно, должен знать разницу между понятиями «беженец» и «внутренне перемещенное лицо», — напомнили общественники.

Также они акцентировали, что, в соответствии с Конвенцией ООН о правах беженцев, под понятием «беженец» понимается лицо, в силу определенных, вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений, и не имеет определенного гражданства, находится вне страны своего прежнего проживания не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

«Вместе с тем согласно ст. 1 ЗУ «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц», внутренне перемещенным лицом (ВПО) является гражданин Украины, иностранец или лицо без гражданства, которое находится на территории Украины на законных основаниях и имеет право на постоянное проживание в Украине, которую заставили оставить или покинуть свое место жительства в результате или во избежание негативных последствий вооруженного конфликта, временной оккупации, повсеместных проявлений насилия, нарушений прав человека и чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера», — говорится в сообщении.

Общественники объяснили, что граждане не могут быть беженцами в своей стране, а «лица, выехавшие «с территории Донбасса», являются внутренне перемещенными, и использование понятия «беженцы» относительно них является, по меньшей мере, некорректным». «Если только министр не хотел подчеркнуть, что Донбасс не является частью Украины», — уточнили участники организаций.

«В своем выступлении господин Аваков также откровенно манипулирует цифрами. Численность ВПЛ в Киеве по состоянию на июль 2016 по данным Департамента социальной политики города Киева составляет 138 566 человек против заявленных миллиона, а общая численность ВПЛ по Украине по официальным данным Министерства социальной политики Украины на 19 сентября 2016 — 1703932 человека против трех миллионов , указанных в заявлении министра», — отметили они.

«Относительно преступности, уровень ее в стране действительно растет, однако основной причиной этому является социально-экономический кризис, который обостряется, в том числе, в результате вооруженного конфликта на Востоке Украины. Не является и не могут быть причиной этом ни внутренне перемещенные лица, ни беженцы», — акцентировали активисты, приведя в подтверждение своих слов данные официальной статистики.

«Жаль, что в довольно сложной ситуации ежедневного повышения уровня преступности в Украине господин министр внутренних дел нашего государства вместо организации работы вверенного ему правоохранительного ведомства, занимается тем, что публично сеет язык вражды. А это, в свою очередь, еще больше провоцирует ненависть и соответственно незаконные действия в отношении вынужденных переселенцев, которые, как должен знать господин министр, выехали из Луганской и Донецкой областей из-за войны и угрозы их жизни», — напомнили общественники.

«Мы требуем от министра внутренних дел Украины Арсена Авакова или публично предоставить доказательства, подтверждающие данные, озвученные им и опубликованы на официальном сайте Министерства внутренних дел Украины, приведенные выше, или обнародовать опровержение информации о связи между ростом уровня преступности в Украина и повышением количества внутренне перемещенных лиц, которые вынуждены были бежать из своих домов в Луганской и Донецкой областях от войны», — потребовали авторы сообщения.

Под текстом открытого письма подписались:

  • Александра Дворецкая, председатель Правления Благотворительного фонда «Восток-SOS»
  • Вадим Пивоваров, исполнительный директор Ассоциации украинских мониторов соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов
  • Денис Кобзин, директор Харьковского Института Социальных Исследований
  • Валерий Новиков, председатель правления Луганского областного правозащитного центра «Альтернатива»
  • Максим Буткевич, Ирэна Федорович, сокоординаторы проекта «Без границ» ОО «Центр Социальное Действие»
  • Галина Койнаш, Харьковская правозащитная группа
  • Владимир Щербаченко, председатель Восточноукраинского центра общественных инициатив
  • Владимир Шевченко, председатель Тернопольской правозащитной группы
  • Татьяна Печончик, Центр информации о правах человека
  • Вячеслав Лихачев, Группа мониторинга прав национальных меньшинств
  • Александр Степаненко, ОО «Хельсинская инициатива-ХХI»
  • Николай Козырев, Общественный комитет защиты конституционных прав
  • Мария Ясеновская, ХОФ Общественная Альтернатива
  • Виктория Бабий, ХОГО «Молодежная Правозащитная Группа — Харьков»
  • Руслана Бурова, ОО МАРТ