Пенсии переселенцам: вне зоны доступа

Сегодня тысячам пенсионеров приходится отвоевывать свое право на пенсию в украинских судах: люди со статусом временно перемещенных лиц иначе не могут восстановить гарантированные государством пособия. Но и судебные решения в пользу переселенцев – вовсе не означают возобновления долгожданных выплат.

Судебные баталии: Кабинет министров VS ВПЛ

Почти два года переселенец и правозащитник Николай Козырев из Хрустального (в прошлом – Красный Луч, оккупированная часть Луганской области) при поддержке юристов Украинского Хельсинского союза по правам человека отстаивает свою позицию в судебных инстанциях.

В июне прошлого года Окружной суд Киева удовлетворил иск от переселенца и УХСПЧ, тем самым отменил большую часть Постановления Кабинета Министров Украины, пункты которого обязали проходить ВПЛ проверки. Но представители Кабмина подали апелляционную жалобу. Уже вначале июля 2018 года Киевский апелляционный административный суд оставил решение первой инстанции без изменений, после чего оно набрало законную силу.

Жизнь переселенцев серьезно осложнило Постановление КМУ №365, отдельные пункты которого обязали людей, сбежавших от войны, проходить проверки. После таких посещений представители УТСЗН готовили соответствующие документы, после чего комиссия рассматривала назначение или отмену всех выплат. Дни в ожидании инспектора переселенцы были привязаны к фактическому месту проживания – поход в магазин мог стать причиной прекращении выплат пособий. Для переселенцев пенсионного возраста случаи отмены выплат стали повсеместной практикой.

«Сначала зарегистрировался в одном районе Киева, – рассказывает Николай Козырев, – потом пришлось переехать в область. И каждый раз процедуру надо повторять сначала. В результате мне два раза приостанавливали выплату пенсий, что привело к тому, что в общей сложности шесть месяцев был лишен пенсионного обеспечения».

Уже в решении апелляционного суда по делу переселенца-пенсионера отмечено, что порядок предусмотренный Постановлением Кабмина № 365 напрямую противоречит Закону Украины «Про общеобязательное государственное пенсионное страхование». Коллегия судей приняла за основу формулировку из решения первой инстанции, где сказано: «Установление дополнительных требований для ВПЛ, в частности, из числа пенсионеров при получении социальных (в том числе пенсионных) выплат указывает на наличие неравного отношения в сравнении с другими пенсионерами, что приводит к ограничению их возможностей в реализации своего права, гарантированного государством на социальную защиту».

Николай Козырев обратил внимание на то, что в поданном заявлении просили суд признать непосредственно факт дискриминации.

«Судьи остановились на «непрямой дискриминации» и просто признали дискриминирующие составляющие, – объяснил переселенец, – хотя статьи Конституции запрещают все виды дискриминации. Соответственно законодательным нормам Украины мы можем свободно перемещаться и выбирать место жительства и это наше право. Но оно нарушено подобными документами, которые противоречат законодательным актам высшей юридической силы».

Переселенец уверен, что люди со статусом временно перемещенных лиц, кто сталкивается с незаконными проверками со стороны УТСЗН, могут проанализировать решение киевского суда и ознакомить с ним чиновников. Также Николай Козырев убежден, что пенсия в строгом юридическом смысле это частная собственность гражданина, а не государства

«В данном случае регулировать выплаты, отказывать в них, каким-то образом накладывать санкции на порядок или на способ выплат – это все незаконно. Человек заработал пенсию, он имеет право на ее получение», – резюмировал Николай Кузьмич.

Юрист Центра стратегических дел УХСПЧ Евгений Чекарев, который выступил адвокатом Николая Козырева, рассказал о том, что, не смотря на судебное решение, незаконные проверки ВПЛ продолжаются. И сейчас Министерство социальной политики на стадии подготовки нового проекта Постановления Кабмина, которое попросили оценить и экспертов Украинского Хельсинского союза по правам человека.

«Будущий документ должен регламентировать порядок оплат социальных выплат, но без проверок, – рассказал Евгений Чекарев. – Мы внимательно изучили проект решения. И в нем неприемлемо несколько аспектов, в частности в этом Постановлении речь идет о том, что долги по пенсиям будут выплачивать в соответствии с документом, которого не существует пока в природе».

История Николая Козырева имеет массовый характер среди пенсионеров со статусом ВПЛ. Об одной из них рассказала Советник по вопросам ВПЛ в Запорожской области Анастасия Перепелица. По словам правозащитницы, одной из переселенок также дважды приостанавливали пенсию из-за того, что она попадала в списки Пенсионного фонда Украины. Женщина выехала из оккупированного Донецка и теперь постоянно живет у дочери в Запорожье, к младшей дочери выезжает на лето в Беларусь. Из-за того, что летом достаточно сложно приобрести билеты, переселенка находилась более 60 дней за пределами Украины. За это ей впоследствии не выплачивали пенсию. Теперь для того, чтобы мама не подвергалась санкциям со стороны госструктур, дети буквально на «перекладных» доставляют женщину обратно в Запорожье.

Евгений Чекарев, прокомментировал это как огромную проблему, которую не по силам решить правозащитникам:

«Потому что закон, который регламентирует жизнь ВПЛ, говорит о том, что если внутренне перемещенное лицо находится за пределами Украины более 60 дней, то его лишают статуса, если лишают статуса, то человеку недоступны все выплаты и пенсии. Это в действии дискриминация на уровне Закона. И принятый законодателями документ не подлежит обжалованию в суде».

Демонстративным стал и случай с известным дончанином Игорем Козловским, который почти два года оставался в плену боевиков. После освобождения переселенец активно отстаивает интересы украинского государства за пределами страны. Долгосрочные заграничные поездки ученого привели к тому, что представители ПФУ приостановили выплату пенсии и ему. Только после вмешательства активистов, депутатов, правозащитников выплату Козловскому возобновили. К сожалению, такой поддержкой общественности не могут воспользоваться сотни тысяч пенсионеров-ВПЛ, и это всего лишь исключение.

Стоит отметить, что в судебных баталиях между Николаем Козыревым и представителями Кабмина «точка» еще не поставлена. В Верховном суде в начале августа зарегистрировали жалобу от юристов Кабинета Министров Украины, в которой чиновники просят пересмотреть решения двух предыдущих судебных инстанций.

Перезагрузка дискриминационного документа

Иск о признании Постановления Кабмина №365 незаконным подавали несколько правозащитных организаций, в их числе БФ «Право на защиту». Юристы организации, как и международные эксперты настаивают на том, что первоначально нельзя было связывать справку ВПЛ с выплатами пенсий и других социальных пособий.

«Справка, как способ верификации данных о ВПЛ, имеет место быть, – прокомментировала ситуацию координатор по вопросам оказания правовой помощи БФ «Право на защиту» Юлия Трало, – но использование выплат для того, чтобы вынудить человека переместиться на подконтрольную украинскому правительству территорию не обосновано ни правовыми, ни экономическими аспектами. Потому что зачастую пенсия гораздо ниже, чем аренда самого простого и непритязательного жилья».

Эксперт оценивает решение суда по делу Николая Козырева, как важное и правильное. Но отмечает, что представители правозащитной организации в областях также подтверждают наличие проверок ВПЛ представителями УТСЗН.

«Наиболее частая ситуация, когда проверки проводят, официально называя их встречей или визитом, которая имеет целью физическую идентификацию, – рассказывает правозащитница, – официально это уже не проверка. После чего сотрудником УТСЗН формируется акт о прохождении физической идентификации, который собственно и передается, как и раньше на комиссию, в итоге выносится решение по пенсиям или социальным выплатам».

Буквально через неделю после того, как решение суда было принято и вступило в законную силу, Министерства социальной политики направило в территориальные подразделения разъяснение. В этом письме написано, что проверки проводить нельзя, но в то же время рекомендуют не пренебрегать составлением актов обследования материально-бытовых условий переселенцев. Данная норма судом не отменена и остается в правовом поле. Поэтому руководство Министерства социальной политики рекомендовало своим сотрудникам проводить встречи с ВПЛ приглашать людей в управления соцзащиты, в результате чего составлять акт.

«Таким образом, проверки заменили альтернативными действиями», – констатировала правозащитница.

Помимо того, что суд отменил своим решением отдельные пункты порядка назначения выплат ВПЛ, вместе с тем аннулирован и порядок контроля. Так, если раньше проверки проводили для того, чтобы установить местонахождение переселенца, то теперь при поступлении информации о его отсутствии на месте фактического проживания соцслужбы настроены сразу лишать статуса ВПЛ.

«Отмена справки автоматически влечет блокирование всех выплат, а это и пособия по инвалидности, пенсии и другие социальные выплаты. Дальше человек вынужден разбираться и восстанавливать свой документ, оставаясь без средств на проживание», – объясняет Юлия Трало.

Она рассказала, что иск БФ «Право на защиту» по отмене всего Постановления Кабмина № 365 еще не прошел рассмотрения в первой инстанции. Но все хорошие и правильные судебные решения кардинально не меняют дискриминационную политику профильного министерства по отношению к переселенцам.

«Минсоцполитики пытается использовать какие-то пробелы, чтобы продолжать применять эту процедуру, – отмечает правозащитница, – на текущий момент известны намерения министерства аннулировать полностью это постановление. И вместо него разработать такое же, но немножко с другими формулировками, с тем, чтобы поменять абзацы местами, подобрать синонимы. Потом утвердить новый нормативный акт по сути со старым содержанием, но на который не сможет повлиять уже вступившее в силу судебное решение».

По этой причине в правозащитной организации решили перераспределить силы и направить их на персональную поддержку переселенцев, которых неправомерно лишили пенсионных выплат. На счету БФ «Право на защиту» сотни судебных решений в пользу пенсионеров ВПЛ, и им уже восстановлены выплаты.

Юлия Трало отметила, что БФ «Право на защиту» возлагает очень большие надежды на решение по образцовому делу и объяснила, что такое производство складывается тогда, когда в суд поступает большое количество однотипных дел. В этом случае судья делает представление на Верховный суд, чтобы рассмотреть дело как образцовое. И соответственно, когда инстанция высшей юридической силы рассматривает такое производство, то делает вывод по существу спорных правоотношений. А когда окончательное решение вступает в законную силу, то все территориальные суды по таким делам будут принимать аналогичные решения. Это в свою очередь упростит судебные тяжбы и ускорит восстановление законных прав пенсионеров-переселенцев.

«В мае уже состоялось рассмотрение по образцовому делу, где требования истца – нашей клиентки – были удовлетворены. На что представители управления пенсионного фонда подали апелляцию», – рассказала Юлия Трало.

Суд решил, что прекращение пенсионных выплат по причинам, не предусмотренных в Законе «Про общеобязательное государственное пенсионное страхование» считаются не законными и не могут быть использованы представителями пенсионного фонда для приостановки выплаты пенсий ВПЛ.

«Судебная практика по отдельным делам значительно эффективней, чем опровержение Постановлений КМУ, потому что буквально через месяц могут появиться другие документы, которые снова же придется отбивать в суде, – объяснила Юлия Трало. – Но, с другой стороны, чтобы отстоять свои права, необходимо обращаться в суд в индивидуальном порядке. Мы, в свою очередь, понимаем, что не каждому пенсионеру, пережившему военную агрессию, это под силу. Достаточно сложно неподготовленному пожилому человеку противостоять юристам государственных ведомств. Некоторые и не рассматривают такую возможность. А большинство просто не верят, что в суде возможно добиться справедливости».

К сожалению, силами одних лишь правозащитников невозможно помочь всем пострадавшим в результате действия Постановления № 365. Только у правозащитной организации БФ «Право на защиту» количество пенсионных дел превышает 600 производств, из них 200 – находятся в работе. По данным правозащитников вся судебная практика по неправомерному лишению пенсионных выплат насчитывает около 5 тысяч. Много дел ведут частные юристы и адвокаты на платной основе, и люди также используют такую возможность. То есть, отстаивая в судах свое право на пенсию, приходится тратить собственные ресурсы.

Избирательная экономия

Июльская задержка выплат коснулась пенсионеров всей Украины. Проволочка с пенсионными начислениями в несколько дней заставила оперативно отреагировать на ситуацию лично главу Кабмина Владимира Гройсмана, который поручил провести служебное расследование и в конкретные сроки восстановить выплаты.

«Необходимо разобраться в ситуации, чтобы не допустить ее повторения. Центральный бюджет задолженности перед ПФУ не имеет. Украинские пенсионеры заслужили уважение и защиту», – обозначил свою позицию премьер-министр Украины.

Для пенсионеров выплаты – преимущественно единственный источник дохода. Если ее нет, то не за что приобрести продукты и медикаменты. Поэтому малейшие промедления с начислением пенсий достаточно болезненны. Но мало кто из чиновников акцентирует внимание на том, что за прошедший год гарантированных государством начислений были лишены 350 тысяч украинских пенсионеров со статусом ВПЛ – такие цифры указаны на сайте неправительственной организации «Советник по вопросам ВПЛ».

А если детально проанализировать ежегодные отчеты Пенсионного фонда Украины, то по официальным данным ведомства на 1-е августа 2014 года численность пенсионеров, которые состояли на учете в управлениях ПФУ Донецкой и Луганской областей, и проживали на временно неподконтрольной украинской власти территории, составляла 1,278 миллиона человек. Уже на 1 января 2018-го гарантированные государством выплаты получают чуть больше 516 тысяч пенсионеров из числа ВПЛ. По итогам четырех лет российской агрессии на востоке страны пенсиями не обеспечены более 760 тысяч украинских пенсионеров. По данным пенсионного фонда задолженность перед пенсионерами оккупированных территорий с августа 2014-го на момент 1-го января 2016-го составила 6,4 млрд. гривен. Больше ни в одном отчете ПФУ не говорится о сумме невыплаченных пособий пенсионерам Донецкой и Луганской областей, ставшими заложниками войны. А указывается, что с 2014 года по декабрь 2017-го включительно государство выплатило пенсионерам ВПЛ 56,9 млрд. гривен. Если последнюю цифру разнести по годам, то получится, что за 2015-й ПФУ закрыло свои обязательства перед пенсионерами-переселенцами на сумму в 29,4 млрд. гривен, 2016 – 11,5 млрд. грн., 2017 – 11,1 млрд. гривен. Стоит подчеркнуть что, если количество выплат уменьшается, то сумма задолженности увеличивается.

Данные про пенсионеров ВПЛ с официального сайта ПФУ:

Звіт про виконання Бюджету Пенсійного фонду України за 2014 рік

Звіт про роботу Пенсійного фонду України у 2015 році та План роботи Пенсійного фонду України на 2016 рік

Звіт про роботу Пенсійного фонду України у 2016 році

Звіт про роботу Пенсійного фонду України у 2017 році, бюджет, пріоритети діяльності та План роботи Фонду на 2018 рік

Вначале июля на слушаниях Комитета ВР Украины по вопросам соцполитики, занятости и пенсионного обеспечения народные депутаты, представители министерств, правозащитники и пенсионеры-переселенцы обсуждали проект Закона №6692 «На право получения пенсий лицами, которых заставили покинуть свое место проживания в результате или с целью избежать негативных последствий вооруженного конфликта, временной оккупации, распространенных проявлений насилия, нарушения прав человека и чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера». В обсуждениях первый замглавы Комитета Сергей Каплин выразил обеспокоенность тем, что задолженность перед пенсионерами неподконтрольных территорий Луганской и Донецкой областей может превысить физическую возможность государства погасить эти обязательства.

На что заместитель министра Минсоц политики Николай Шамбир ответил: «Когда будет возможность выплаты этих пенсий, именно тогда и будем решать вопрос по привлечению средств из государственного бюджета». Николай Шамбир не уточнил, где накапливаются или куда перенаправляются задолженности по пенсиям жителей оккупированных территорий.

В свою очередь менеджер программы «Советник по вопросам ВПЛ» Валерия Вершинина в невыплате пенсий для ВПЛ видит банальные причины.

«Справка ВПЛ не генерирует новой или уникальной информации для выплаты пенсий, – отметила Вершинина, – справка ВПЛ никоим образом не устанавливает личность человека или размер пенсии. То в чем же смысл ее привязки к праву на пенсию? Ответ один – экономия на собственных гражданах», – подчеркнула Валерия Вершинина.

Ирина Коростелева

Ирина Ярко

Материал создан в рамках проекта “ Преодоление проявлений дискриминации и снижения уровня конфликтности в громадах Запорожья и Запорожской области”, профинансированного как победитель Конкурса малых грантов проекта “Усиление Потенциалов Групп Внутренне Перемещенных Лиц” БФ “Право на защиту” при финансовой поддержке National Endowment for Democracy (NED). Содержание этого материала является единоличной ответственностью “Громадська організація Донбаська Ініціатива Міст” и ни при каких обстоятельствах не может использоваться для отображения точки зрения БФ“Право на защиту” и\или National Endowment for Democracy (NED).

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: