Боевики Алексея Мозгового, захватившие Северодонецк в начале мая и готовившиеся к длительной обороне, оставили город, не оказав сколько-нибудь серьезного сопротивления штурмовым подразделениям АТО. Это спасло город от разрушений и сохранило жизни северодончан. От обстрелов пострадало несколько частных домов рядом с укрепрайоном сепаратистов на въезде в город со стороны Новоастрахани и промышленные здания на въезде со стороны Рубежного. Отступая, боевики попытались взорвать мост через реку Боровая. Мост пострадал, но не был полностью разрушен. Диверсия не помешала бронетехнике сил АТО выбить террористов из укрепрайона и войти в город. Движение по мосту ограничено, но не прекращено.
Ни одно из ранее захваченных сепаратистами административных зданий при штурме города не пострадало. Единственное исключение — городской военкомат. Здание оюстреляно из автоматов и гранатометов. Но, по словам местных жителей, инцидент произошел задолго до штурма города — две группировки боевиков выясняли отношения между собой.
Уже после того, как город был взят под контроль силами АТО, боевики «ЛНР» обстреляли из миномета с территории Лисичанска пригород Северодонецка, поселок Павловск. Был разрушен один частный дом и еще несколько домов пострадали от осколков.
Так же, как и в соседнем Лисичанске, убегая, боевики оставили в ранее захваченных зданиях массу документации, которая могла бы стать доказательной базой в делах против сепаратистов и наемников. Однако, скорее всего, большая часть этих материалов не будет приобщена к уголовным делам — охраняют освобожденные здания и ведут следственные действия местные милиционеры, многие из которых, по словам местных жителей, активно сотрудничали с террористами.
В Северодонецке в штатном режиме работает городской транспорт. Не смотря на некоторые проблемы с поставками продуктов, работает большинство магазинов. В город пока не завозится молочная продукция, дефицита других товаров северодончане не ощущают. Банкоматы пусты, но во многих магазинах можно рассчитаться банковской картой.
Большинство северодончан, с которыми нам удалось пообщаться, рады тому, что в город вошла украинская армия. По ряду признаков можно судить, что проукраинские активисты не прекращали свою работу и в период оккупации — на стенах зданий и заборах видна украинская символика, которую безуспешно пытались уничтожать сепаратисты, а в бывшем штабе боевиков в здании ГИАП, среди прочих документов «контрразведки» мы нашли изъятые из оборота купюры, исписанные антисепаратистскими лозунгами. Но есть и те, кто утверждает, что город никто не захватывал и жители не просили их освобождать. Пользуясь временным безвластием, оставшиеся в городе симпатики сепаратистов ведут пропагандистскую работу, распуская слухи. Работы представителей государственной администрации в Северодонецке не заметно. Но, в отличие от Лисичанска, здесь лучше проявляет себя местное самоуправление. Местные активисты так же проявляют инициативу, организовывая работу по помощи пострадавшим лисичанцам. Беженцев принимают и бесплатно расселяют в нескольких гостиницах и общежитиях. Многие северодончане принимают пострадавших лисичанцев в своих домах.
Северодонецк пока еще выглядит опустевшим. На ранее оживленных улицах всё еще малолюдно. Но из города выехало заметно меньше жителей, чем, например, из Славянска, где мы побывали неделей раньше. Но, так же, как и в Славянск, в освобожденный Северодонецк возвращаются люди и жизнь понемногу нормализуется.