Первое, что бросается в глаза, когда просматриваешь страницы боевиков в соцсетях – романтизация войны. Эта война, как и многие другие, ведется руками романтиков. Я открываю фотоальбом одного из боевиков с названием «Моя война» – фотографий там немного, но почти все они выглядят, как кадры из фильмов. Кажется, я даже знаю режиссера.
Вот молодые солдаты лежат в траве после боя, над головой у них мчатся облака, лица у солдат в пыли и запекшейся крови. Они прорвались, они выжили. Вот статный человек в тельняшке стоит над окопом и смотрит вдаль, а позади развернулась выгоревшая степь. Скоро бой, но статный человек готов стоять до конца. Вот главный герой с выражением молодецкой удали на лице и сигареткой в зубах. Рядом с ним улыбающийся военный доктор. У него все еще впереди.
На каждой странице – романтика войны. Глядя на лица людей, которые приехали «помогать братскому народу», невозможно не увидеть, что они живут мечтами. В фотоальбомах боевиков – картинные позы, бравада и много гордости – они же настоящие мужчины, они – воины. А еще там огромные коллекции старых красивых фотографий. Там наши деды и прадеды защищают свою Родину, там юные бабушки верят в светлое будущее и победу, там чистые и просторные проспекты старой Москвы, там все еще впереди. В плейлистах нынешних «ополченцев» очень похожие названия: «Русские вперед», «Рота уходит на небо», «Победители», «Да, смерть!», «Баррикадная любовь».
Война кажется этим людям чем-то естественным, смерть от пули врага – единственно достойной. Вот оно, стоящее дело для граждан Великой Империи. Не наступать и не завоевывать – значит быть слабым. Россия вырастила целое поколение, которое жаждет войны. Мужчины приехали на оккупированные территории не потому, что им важна судьба братьев. Они приехали, чтобы реализовать скрытые фантазии и выместить, наконец, агрессию, которую так старательно выращивало и аккумулировало государство. Целенаправленная многолетняя работа по пропаганде и идеализации войны в нужный момент принесла результаты. И вот оно, войско романтиков, уверенных в том, что весь мир против них и противостояние неизбежно.
Но на каждой личной странице воюющих сейчас на востоке Украины, меня не покидает ощущение «ряженности». Все эти юные отчаянные мальчики и умудренные опытом крепкие седые мужчины выглядят загримированными актерами, что любуются собой в кадре и старательно вживаются в роль. Скоро выйдет «хлопушка», крикнет «Мотор!» и они задвигаются на площадке, воплощая задуманное режиссером.