Небольшой микроавтобус, в нем 10 человек, все всматриваются в окна. Мы едем, казалось бы, по обычным селам, иногда встречаем людей и машины. Но в десяти километрах от нас — Луганск, а он все еще под контролем боевиков. В любой момент можно встретить непрошенных гостей или попасть под обстрел. Что там, в Луганске, не знает точно никто. Кто-то говорит, что город зачищают, кто-то, что к нему нельзя и близко подойти.
На очередном блокпосту нас останавливают, ехать без дополнительного инструктажа нельзя – дорога обстреливается.
— Дальше вам нельзя, — говорит военный спустя почти полчаса ожидания. — Мы перехватили их переговоры. «Сепары» уже засекли вашу машину.
Он советует, как объехать другой дорогой и мы едем назад. Поднимаемся на гору и нам открывается вид на Луганск. Весь город, как на ладони. Вдалеке видны высотки и промышленные предприятия. Вот он, рядом, но попасть в него нельзя. Хотя на вид ничем от любого другого города он не отличается. Мы едем на другой блокпост. Те, кто несут службу здесь, такие же солдаты, как и кругом. Они так же не хотят воевать, так же ругаются на генералов, также благодарят волонтеров. Как и у всех, у них есть собака, которая к ним прибилась, обычная дворняга, но очень красивая.
Это веселое животное помогает охранять территорию ночью, когда людям тяжело увидеть возможного врага. Собака насторожено относится к людям без камуфляжа. Нам нужно ждать здесь.
Внезапно слышится громкий свист. Мы падаем на землю, ждем взрыва.
— Да не волнуйтесь — это сигнальная ракета, — смеются над нами солдаты. Действительно, в ста метрах от нас в воздух поднялся сигнальный огонь.– Вы видели, как они попадали, мы так быстро не ориентируемся, — продолжают шутить они.
Смех смехом, но вдали слышны раскаты взрывов артиллерийских снарядов. Спустя где-то час — разочарование, тут нас тоже засекли. Едем назад. Проверяем третий путь. Все военные, к кому мы приезжаем, нам очень рады, хотя и не хотят показывать лица на камеру. Когда уезжаем, все желают удачи, просят быть осторожными. Они видели смерть, они знают цену легкомыслию.
Третий блокпост, здесь мы уже были много раз, здесь нас встречают как давних друзей. Кормят борщом, кусок сала, хлеб. И эта еда кажется самой вкусной в мире. «Воздух!» — слышен предупредительный крик. Все вокруг кинув свои занятия, бегут в укрытие. Только мы прячемся, взрыв, еще один.
— Это коварные снаряды, они падают, отскакивают от земли и взрываются метрах в пяти над ней, чтобы поражать тех, кто в окопах, — объясняют нам, — осколки летят метров на 200. Но не волнуйтесь, это было далеко, метров за 500, где-то в поле.
Нельзя сказать, что не страшно. Особенно неподготовленому человеку. Когда реакция не выработана до автоматизма – просто теряешься. Что делать, куда прятаться? Смотришь на других, пытаешься делать то, что и они. Когда выезжаем с поста, уже темнеет. Ночью ехать опасно. На сегодня поездки закончены. Мы не доехали до цели, но сделаем это позже.
Антон Голобородько для Informator’а