Силы АТО удерживают стратегические позиции на северо-востоке от Луганска, через которые боевики «ЛНР» предпринимают попытки прорваться на территорию Российской Федерации. Мы побывали на позициях батальонов территориальной обороны и пограничников в Станично-Луганском районе Луганской области.
Первыми мы знакомимся с бойцами 22го батальона территориальной обороны «Харьков». Общаемся с простыми и открытыми ребятами, резервистами, призвавшимися в середине апреля и воюющими в зоне АТО с 12 мая. Командир подразделения, Александр, рассказывает, что за это время состав батальона изменился. Половина бойцов ушла после первого артобстрела. Обстрелы, по его словам, это лучшая проверка патриотизма. В строю остались только те, кто действительно готов защищать родину.
Половина из тех, кто остался, сейчас находятся в госпиталях с осколочными ранениями. Офицеры штаба не балуют ребят своим присутствием. Комбат был всего один раз, пробыл на позициях 20 минут. Впервые дни в результате обстрела был подбит и сгорел батальонный БРДМ. Однако флаг, установленный на сгоревшей машине, остался невредим. Командир уверен, что это хороший знак – победа неизбежна. У бойцов 22-го нет техники и артиллерии для того, чтобы отразить танковую атаку противника, но они не намерены отступать. «Это наша земля, мы будем её защищать даже голыми руками» — говорят харьковчане. Почти у всех дети, а у некоторых и внуки. Все хотят поскорее вернуться к своим семьям. Но останутся на позициях столько, сколько потребуется. «А тем, кто косит от призыва, хочу сказать: не ссыте, девочки, отработаем и за вас» — говорит командир подразделения.
Жители окрестных деревень наводят артиллерийский огонь на позиции украинских военных. Со стороны близлежащих населенных пунктов по позициям харьковчан часто звучат выстрелы. Над позициями постоянно летают российские беспилотники. Вдоль границы, заходя в воздушное пространство Украины, каждую ночь летают российские боевые вертолеты. Поля вокруг позиций 22-го батальона буквально изрыты российскими «градами». 8 августа стопятидесятидвухмиллиметровый снаряд, выпущенный российскими артиллеристами, попал прямо в блиндаж, в котором находились двое бойцов батальона. Оба чудом остались живы. Командир подразделения в момент взрыва находился рядом с блиндажом. Его на несколько метров отбросило взрывной волной, но и он отделался легкой контузией. Александр говорит, что в его подразделении все счастливые – за всё это время в боях и под обстрелами они не потеряли ни одного погибшим. Батальонную собаку зовут Муля. Она предупреждает бойцов об обстрелах – каким-то образом собака чувствует приближение опасности, лает и прячется в блиндаж. Россия в пяти километрах. Холм на горизонте за подсолнуховым полем – российский.
К Майдану бойцы относятся неоднозначно. Говорят, что чаепитие, которое затеял Мустафа Найем в ноябре, сильно затянулось. Они против того, чтобы в Харькове демонтировали памятник Ленину. Говорят, что он никому не мешает и воевать с памятниками бессмысленно. На вопрос, что вы думаете про Кернеса, смеются: «Жить ему осталось недолго – мы скоро вернемся». Киевской властью бойцы 22-го недовольны. Обвиняют в коррупции. Говорят, что от власти армия сейчас не получает почти ничего – всё необходимое привозят волонтеры. Не привозят даже питьевой воды. В цистерне, которую выделило командование, вода становится непригодной для питья уже через 2 часа. Но пока волонтеры не наладили поставки питьевой воды, приходилось пить из этой цистерны. «Подсолнухи на следующий год взойдут хорошо» — шутит замкомандира, Игорь.
В отсутствие интернета и мобильной связи, радиоприемник становится единственным источником информации. Его слушают, затаив дыхание, ловят каждое слово.
Рядом с харьковчанами стоит черниговский 13-й батальон. За месяц в результате обстрелов черниговцы потеряли большую часть бронемашин. Есть раненые. Снимать в расположении нам не разрешили, поэтому мы просто пообщались с бойцами и волонтерами – Валей «Веночек» и её командой — которые привезли военным амуницию и новую форму. Бойцы показывают куртки и шлемы, которые прошлой ночью изрешетило осколками снарядов. В нескольких километрах от позиций 22го и 13го батальонов несет службу сводный погранотряд. Граница еще ближе, и положение пограничников еще серьезнее – вести обстрел этих позиций российским артиллеристам гораздо проще. Пограничники показывают изуродованный осколками УАЗик и неразорвавшийся стопятидесятидвухмиллимитровый снаряд – «подарок от Путина».
Пограничники очень сдержанны, не хотят говорить на камеру. Родственники некоторых из них не знают, что они находятся в зоне АТО. Бойцы не распространяются о трудностях, и с благодарностью принимают волонтерскую помощь. В этом районе российскими военными глушится не только мобильная связь – часто не работают даже радиостанции. Но не смотря на все трудности, пограничники работают слаженно и профессионально. Говорят, что не собираются отступать и не отдадут ни пяди украинской земли. Солнце садится. Возможен обстрел и наряд собирается выходить на патрулирование – нас просят не задерживаться на позициях. Мы желаем пограничникам удачи и покидаем расположение сводного погранотряда.
Константин Реуцкий для Informator’a