Закрытый автовокзал в Луганске породил множество частников, желающих заработать и доставить людей примерно на 100 лет назад. Электричества нет, воды тоже, вот только мобильная связь «пробивается» и рушит весь антураж начала 20 века. Попасть в Луганск совсем не трудно, автобусы ходят регулярно и по всем направлениям. Автобусы большие и комфортные, старых «газелек» на «частном» луганском автовокзале нет.
Дорога с севера области пролегает через десятки блокпостов. Примерно после пятого паспорт уже не хочется прятать. Проверка проходит, в основном, тремя способами: некто с оружием проходит по салону, проверяя прописку; некто с оружием просит выйти всех мужчин и там проверяет их паспорта или он же просит всех поднять основной документ вверх и не утруждает себя ходьбой. Иногда сепаратисты «вежливо интересуются» нет ли среди пассажиров сотрудников из органов внутренних дел или даже студентов ЛГУВД. Иногда — у всех ли луганская прописка.
Луганск встречает всех разбитыми окнами и гусеничными колеями на асфальте. Утром в городе совсем пусто, почти как первого января. А ближе к полудню на дорогах появляются машины и прохожие. Машин не так много, чтобы образовать пробку, но они есть. Люди выстраиваются в небольшие очереди за хлебом и водой, опять же, как первого января. Единственное радостное для луганчан отличие от первого дня года: тишина. Под Новый Год повсюду стреляют фейерверки, но жители Луганска наслушались подобных звуков на всю оставшуюся жизнь.
Людей действительно стало больше, по сравнению с началом августа, когда все спешили уехать и выстраивались в очереди на автобус на двое суток вперед.
На улицах можно встретить родителей с детьми, идущими из школы, работников ГКП «ЭЛУА», убирающих спиленные ветки, ну и, конечно же, «ополченцев». Они остаются верны себе, продолжают ездить со включенными «аварийками» и не медленнее 70 кмч.
Все ждут, когда в полном объеме вернется электричество и водоснабжение. Некоторые светофоры уже работают: на перекрестке Советская-Оборонная, на «Украине», на «Авиацентре». В районе стандартного городка и в Малой Вергунке света и воды по-прежнему нет. Зато есть газ и мобильная связь «МТС». А вот «Киевстар» теперь не работает.
На Ярмарочной площади и возле кинотеатра «Луч» продают бензин. Работает даже Центральный рынок, несмотря на пережитый пожар. На дорогах в большом количестве ездят маршрутки, можно заказать такси. В людных местах расклеены объявления (большинство написаны от руки) с просьбой регистрировать детей в школы и садики. С 1 октября планируется открытие новых школ и детских садов, среди которых школа №5, «вечерняя» школа, детский сад №67. Большинство магазинов по-прежнему закрыты. Аптеки, книжные, магазины техники — этого сейчас в Луганске не найти. Равно как и воспользоваться парикмахерскими услугами — крайне тяжело.
По пути из Луганска пассажиров проверяют меньше. Ребята на одном из украинских блокпостов сказали, что «обмен любезностями» из тяжелой техники продолжается. «Перемирие» всё-таки.
Когда-нибудь в город придет «второе января», которое ознаменуется генеральной уборкой и, так сказать, «чисткой». А пока он мучается от последствий псевдореферендума, люди будут искать хлеб, воду и радоваться тишине.
Евгения Слепичева для informator’a