Если вспомнить те времена, когда Владимир Путин пришел к власти, то становится очевидно: огромная страна ждала от нового президента не только воскрешения экономики, улучшения уровня жизни простых граждан, но и восстановления статуса супердержавы.
Тайно желаемая война
В первой половине двухтысячных экономика Российской Федерации вышла из кризиса. Благодаря удачно складывающимся на мировом рынке условиям образования цен на нефть и газ благосостояние народа повысилось. Рейтинги Путина в России подросли и держались на приличном уровне. Пик их пришелся на войну с Грузией.
Это во многом было связано с тем, что «маленькая победоносная война» как раз и соответствовала ожиданиям россиян — укрепить роль России как регионального и мирового лидера, влияющего в первую очередь на политику в странах бывшего Советского Союза. Россияне болезненно переносили то, что страна, в которой они живут, утратила статус «великой державы», соперничающей на равных с объединенной Европой и США.
Но тотальные коррупция и бюрократия, несправедливое распределение валового национального дохода, обострившиеся социальные проблемы неуклонно «подмывали» рейтинг Путина. В стране нарастало недовольство политикой президента, недоверие к системе власти, которую он олицетворял. Это вылилось в массовые демонстрации протеста самой активной части населения России – среднего класса. Хотя, необходимо признать, в целом по стране даже тогда его рейтинг был весьма высоким: к началу 2014 года за Путина готовы готовы были проголосовать и поддерживали его политику 64 процента избирателей.
А уже к лету, во время начавшейся агрессии Российской Федерации в Украине «фанатский клуб» Путина увеличился до 84 процентов . Болезненное стремление навязывать свою волю народам соседних стран, замаскированное под «братскую помощь», по-прежнему является одним из доминирующих в мировоззрении огромной части населения Российской Федерации. Аннексия Крыма и начало российской агрессии на Донбассе не просто восстановили уровень доверия к власти, но и подняли его на самый высокий уровень — до 89-ти процентов.
Потери армии РФ в необъявленной войне с Украиной несколько отрезвили российское общество. И хотя внутри страны поддержка агрессивной политики, проводимой Путиным, остается весьма высокой, по результатам опросов одного из российских агентств в конце августа желание отправиться воевать в Донбассе выразили только 4 процента населения. 21 сентября в Москве, Санкт-Петербурге, других крупных городах России прошли многотысячные марши мира. Сможет ли позиция части россиян, умеющих думать и анализировать, повлиять на политику Кремля, покажет время.
Нужно учитывать, что пропагандистская машина в России работает на полную мощность, также в полную мощь работает система репрессий к оппозиционным СМИ. Непрерывное повторение «заклинаний» о необходимости борьбы с «карателями» и «нацистами», идущее с десятков самых раскрученных телеканалов, формирует мнение миллионов россиян.
При такой поддержке населения даже введение экономических санкций против России со стороны стран ЕС и США вряд ли остановит в ближайшее время агрессивные стремления Кремля в Украине. Вот как высказался об этом Павел Шеремет, известный российский журналист, работающий в последние годы в Украине: «Надо ставить перед собой самую высокую планку — ждать, что война будет идти очень долго, и планы у Путина глобальные. И когда ты находишься в Москве, ты понимаешь масштаб мракобесия, одурманивания, в котором находятся люди. Никакие санкции, никакое отсутствие колбасы и сыра не остановят людей, которые одурманены и жаждут победы…
…Некоторые люди успокаиваются, что планы России — это только коридор на Крым, и если отдать несколько районов еще на Крым, то всё это успокоится, то мы будем дальше жить, как и жили, будем депутатами, олигархами, писателями, поэтами. А такого уже не будет».
Спасение утопающих…
В какой-то степени длительное течение военно-политического конфликта на востоке Украины, в котором активно будет участвовать Россия, выгодно крупнейшим мировым политическим игрокам, в первую очередь, — США. Такого мнения придерживается Ричард Торнтон, научный сотрудник Института исследований Европы, России и Евразии Университета Джорджа Вашингтона: «В сказке о братце Кролике» есть такой персонаж — «смоляное чучело». Оно ассоциируется с бременем, от которого невозможно избавиться. Эта именно та ситуация, в которой Москва оказалась в контексте украинского конфликта. Инициировав этот конфликт посредством третьей стороны, России не удастся из него выйти с легкостью, а может быть, не удастся вообще. Единственной надеждой Москвы является короткая война: чем дольше затянется конфликт, тем сложнее будет в нем победить. В партизанской войне на украинской земле Москва проиграет».
По мнению эксперта, для США этот конфликт – великолепная возможность поддержать условия для смены режима в Москве: «Затяжной конфликт в Украине будет этому способствовать. Именно эту цель преследует администрация Обамы, предоставляя Украине минимальный пакет помощи, о котором было объявлено в ходе визита Порошенко. Эта цель – дать России увязнуть в длительном, истощающем конфликте. Именно по этой причине тяжелые вооружения не были включены в пакет помощи Украине. Цель в данном случае – не просто помочь сопротивлению в Украине, но и совместными усилиями США и Украины ослабить Россию, что в свою очередь в сочетании западными санкциями поможет противникам Путина воспользоваться этой возможностью и покончить с его режимом. Только с демократической Россией Украина и Запад могут надеяться на восстановление нормальных, продуктивных отношений».
Сегодня каждый должен осознать: борьба за целостность и независимость страны будет долгой. Рассчитывать в этой борьбе Украине, в первую очередь, придется на свои силы — на собственную армию и военно-промышленный комплекс, промышленность и науку, реформы и — главное — на свой народ.
Опыт Израиля
Новейшая мировая история имеет положительные примеры «спасения утопающих руками самих утопающих». Украине, скорее всего, предстоит повторить судьбу Израиля, который долгие годы находится в окружении недружественных государств и серьезных противников.
За достаточно короткое время «земля обетованная» создала мощный оборонно-промышленный комплекс. Как им это удалось?
Во-первых, Израиль инвестирует в исследования 4,4 процента ВВП (!) — больше, чем любая страна мира. Тридцать процентов этих инвестиций — на военные исследования.
Во-вторых, оборонпром – главная отрасль промышленности Израиля. Кроме обеспечения потребностей собственной армии, 80 процентов военной продукции Израиль отправляет на экспорт.
Кроме того, Израиль лидирует в производстве различных видов беспилотных летательных аппаратов, различных видов ракетной техники и высокоточного оружия, специализированной электроники, различных боеприпасов, боевых роботов, отдельных видов стрелкового оружия.
Основные преимущества Израиля как экспортера военной продукции – большая часть этой продукции проверена «в деле», в боевых действиях.
Израиль постоянно наращивает экспорт военной продукции. Так с 2001 по 2012 год экспорт увеличился в два раза. На настоящий момент Израиль занимает шестое место в мире по экспорту вооружений.
ВПК Украины: сегодня и завтра
Наша страна была втянута в войну, которую не ожидала, к которой не готовилась. Для того, чтобы победить в продолжающемся военно-политическом противостоянии с Россией Украина должна иметь технически оснащенную, обученную, сильную армию и неистребимое желание изгнать агрессора со своей территории. Вопрос в том, сможет ли наша оборонная промышленность обеспечивать нашу армию и нашу безопасность в настоящем и будущем?
На сегодняшний день из более чем трёх с половиной тысяч предприятий ВПК , которые работали в Украине на момент распада СССР, осталось на плаву чуть более ста пятидесяти. Часть из них, — такие как «Южмаш», «Мотор Сич», «Антонов», и некоторые другие, — смогли конкурировать с ведущими игроками мировых рынков вооружения. Но, будучи тесно связанными с российскими предприятиями, эти компании после официального запрета сотрудничать с Россией в сфере военно-промышленного комплекса испытывают трудности в реализации многих своих проектов, необходимых для обороны страны и экспорта продукции в другие страны.
При этом обеспеченность российской «оборонки» необходимой продукцией страдает от затяжного конфликта и связанного с ним запрета на военно-промышленное сотрудничество намного сильнее.
Так в 2013 году из Украины в Россию было поставлено военных товаров на 1 млрд. долларов, а из России в Украину – на сумму в 700 млн. долларов, то есть почти на треть меньше. Кроме того, 81 процент оборонного импорта Украины – это тепловыделяющие элементы для АЭС. В перспективе их можно заменить элементами, производимыми в США. Часть поставляемой из России военной продукции можно со временем заменить собственными наработками, импортом из Китая или других стран. А вот замену и техническое обслуживание ракет, несущих ядерные боеголовки в России, без сотрудничества с заводом «Южмаш» и другими предприятиями ВПК Украины российским военным не произвести.
Основная задача отечественного оборонпрома — войти в число стран-лидеров по производству новых систем вооружения. Интеллектуальный и производственный потенциал предприятий и институтов оборонно-промышленного комплекса Украины это позволяет. Новые виды вооружения в первую очередь необходимо поставить в наши вооруженные силы. Для этого необходим мощный государственный заказ отечественному ВПК. Последние годы наш оборонпром только пять процентов своей продукции поставлял силовым структурам Украины, остальная же часть военной продукции шла на экспорт. Но именно благодаря экспорту сохранили научный и производственный потенциал многие предприятия «оборонки». Пришло время обновить технический арсенал и вооружение наших защитников. Отечественный оборонно-промышленный комплекс может обеспечить более одной трети всего необходимого для обороны страны.
Уже сейчас наш ВПК может поставлять для армии и на экспорт бронетранспотреры БТР-4 и БТР-3Е, высокоточные средства поражения киевского КБ «Луч», радиолокационные системы холдинговой компании «Укрспецтехника» и научно-производственного комплекса «Искра» из Запорожья, колесную технику «АвтоКраза», авиационные двигатели «Мотор-Сич». Есть у наших военных разработчиков и прекрасные образцы стрелковой техники, оптических военных приборов, есть огромный потенциал для развития ракетной техники, военных катеров и кораблей, военно-транспортной авиации, тяжелой бронетехники и артиллерии.
Нужна государственная программа поддержки и развития оборонной промышленности Украины как основной базы обеспечения и поддержания высокой боеспособности нашей армии.
Целью построения новой армии Украины и ее технического переоснащения должно стать такое состояние нашей обороны, чтобы любой агрессор понимал: его потери, в случае нападения на нашу страну, будут несоизмеримо тяжелее украинских.
Александр Зубков для Informator’a