Конкурируют ли волонтеры с госорганами?

Сегодня 30.09.2014 присутствовала в качестве выступающего на Публичной дискуссии «Благодійники, волонтери, держава: взаємодія чи підміна ролей?», организованной Українським форумом благодійників. Не все имели возможность присутствовать на дискуссии, потому кратко изложу свое выступление и впечатление от мероприятия.

 На дискуссии волонтерские организации и инициативы рассказывали о результатах своей работы за месяцы проведения АТО: скольким людям помогли, чем занимались, как собирали финансирование и т.д. Рядом со мной сидели чиновники — женщина из Минфина, человек из Министерства обороны (по форме) и кивали, когда девушки из Волонтерской сотни (https://www.facebook.com/atovs) рассказывают о покупке касок и термобелья для военных, довольно хрупкая женщина из Help Army (их сайт  http://help-army.org.ua/) рассказывала об индивидуальном бронировании «зушек» (ЗУ-23) и экранировании танков. Кивали и когда я рассказывала о том, что наша инициатива «Восток-СОС» (http://vostok-sos.org/) расселила 11 тысяч переселенцев, Сеть правовых приемных Крыма (http://pravo-crym.net/) оказала юридическую помощь по восстановлению документов и выплат более чем 1000 переселенцам, инициатива «Центр зайнятості вільних людей» (http://czvl.org.ua/) ежедневно занимается трудоустройством тех, кто вынужден был покинуть дом и искать новую работу.

Понимаете, это у нас в стране волонтеры. Волонтеры у нас бронируют военную технику и закупают тепловизоры, отправляют продукты и медикаменты в зону АТО, освобождают пленных. Волонтеры лечат военных и пострадавших от террористических актов. Волонтеры кормят. Волонтеры трудоустраивают.

Далее, организаторы поставили вопрос, не конкурируют ли волонтеры с госорганами?

И у меня логичный вопрос, а в чем можно конкурировать? Лично вы знаете государственный орган власти, куда можно прийти за продуктовым набором переселенцу? Где семья с маленькими детьми может получить подгузники, детское питание или теплые вещи для малышей с наступлением осени? Может ли Министерство обороны выдать нормальную аптечку бойцу, которого мобилизируют на Восток Украины, обеспечить его кровоостанавливающим и обезболивающим средством? Подскажите мне такое место. Подскажите мне Центр занятости, где человеку могут искать работу без наличия у него трудовой книжки с завершенными трудовыми отношениями, покажите мне паспортный стол, где переселенцу внятно расскажут, как восстановить паспорт и получить временную регистрацию?

Так как можно конкурировать с государством в вопросах, в которых оно самоустранилось от решения проблем своих граждан? 

На дискуссии, как «достижение» власти презентовался законопроект 4455а про реестр волонтеров. Не может не радовать желание всех посчитать, в том числе и деньги, которые выделяют граждане дважды на обороноспособность страны — один раз через налоги в карманы «генералов», второй раз — бойцам в зону АТО через волонтеров.

Государство предлагает создать реестр волонтеров, которые оказывают помощь переселенцам или тем, кто находится в зоне АТО. А вместе с тем реестра переселенцев, определения, что такое «зона АТО», так и закона о переселенцах, до сегодня нет. И это несмотря на множественные обращения общественников и участия их в написании проектов закона, в частности проекта 4099а-1, который так и не был проголосован ВР Украины.

Выходит, что мы не знаем, кто те люди, которые нуждаются в помощи и количество людей, которые требуют такой помощи, ведь реестра переселенцев нет, и он не создан до сих пор, по словам госорганов, из-за технический сложности и нехватки финансирования. В то же время государство предлагает волонтерским инициативам стать более прозрачными в плане финансов, то есть контролировать собираемые волонтерами средства, регистрироваться в реестре и отчитываться.

Лично я бы очень хотела прежде увидеть прозрачность финансирования, например, Министерства обороны по расходованию средств, собранных на счета и по звонкам на номер 565 — очень интересно, как распределяются средства в госструктурах. Интересно и то, что выделяется сейчас из резервного фонда бюджета.

Безусловно, Инициатива «Восток-СОС» приветствует нормативное регулирование отдельных сфер работы общественников, урегулирование вопросов налогообложения их деятельности, но стоит не забывать, что каждая бюрократическая процедура, которую предлагают пройти волонтерам отнимает то немногочисленное время, которое есть на помощь сотням тысяч наших граждан, оставшихся без помощи и внимания органов государственной власти.

Так, примерно, выглядело мое выступление, а вот такими были предложения:

1. Разработать программу по долгосрочному жилью для переселенцев (в  том числе пригодного для проживания в зимнее время):

— безпроцентное кредитование;

— выкуп у строительных фирм часть жилого фонда по себестоимости;

— выделение площадей под застройку;

— написание программ совместно с общественными организациями по обеспечению жильем переселенцев в международные структуры и организации, которые при наличии стратегии, могли бы оказать финансовую поддержку;

2. Восстановление жилья в освобожденных городах (до начала холодов);

3. Ускоренное восстановление социальных выплат, пенсий в освобожденных городах;

4. Разработать программу по приоритетному трудоустройству переселенцев, работать с бизнесом по увеличению рабочих мест;

5. Принять закон, закрепляющий статус вынужденных переселенцев и подзаконные акты, позволяющие переселенцам быть равными гражданам Украины, проживающими на территории, не оккупированной террористами и РФ;

6. Работать с общественным мнением, противодействовать дискриминации переселенцев, используя социальную рекламу, разработанную совместно с волонтерскими инициативами и организациями.

Если вы дочитали до конца, то можете оставить свои пожелания и предложения. Мне будет интересно.

Саша Дворецкая