Родной город встретил меня ураганным ветром и сильным дождём. Всё, что не сломала война, видимо, решила сломать природа. На кухне в шкафу — крупы и макароны, чай-кофе, сахар. Пакую все в рюкзак, одеваюсь потеплее и бегу проведать родственников.
Продолжение. Часть вторая
В «монолите» у «Абсолюта» открыты двери. Стоит столик, на нем какие-то продукты, водка, минералка. Пара смурных мужичков проводят аудит наличности, дабы похмелиться.
Перехожу дорогу. Вот «пятачок» перед светофором. Следы взрыва на асфальте, покорежены балконы соседнего дома: здесь, два месяца назад, практически на моих глазах, от минометного выстрела погибли 8 человек. Я «опоздал» буквально на пару минут…
Иду к тетке. Возле подъезда на порванных проводах качается огромный сломанный тополь. Света нет, мобильник не ловит МТС. Стучу в дверь, открывает. Жива-здорова. Фух… В коридоре — батарея полных баклажек воды. «Стратегический золотой запас», – шутит тетка.
В прихожей темно, но краем глаза вижу огромного толстого кота. Боно, ну ты и отожрался! (Война – войной, а «вискас» по расписанию). Беру на руки, пытается вырваться, принюхался, замурчал. Узнал, скотина толстая.
Пытаюсь тетке отдать продукты – не берет, говорит, есть всё. Всё, кроме денег. Накормила горячим супом. Чай с оладушками. Видимо не все так плохо… Говорит вчера был свет и интернет. Разговаривала с сыном по Скайпу. Уговаривает вернуться в Луганск, мол, скоро все наладится. «Да-да, конечно наладится, конечно», — бубню я под нос. Да что там спорить, не за этим я зашел… В общем, потискал кота, поел и убежал дальше.
Сел на «Марике» на 117 маршрутку и поехал к маме моей подруги из Киева, с которой она больше месяца не могла созвониться и очень просила проведать. Проезд в маршрутке, что характерно, стоит те же «довоенные» 3 гривны. Проезжаем район улицы Вавилова, и тут — чудо! Стоит бигборд «Я українець, і цим пищаюсь». Я, блин, глазам не поверил. И пусть он весь заляпан, но ведь стоит же!
В маршрутке мурчит какое то радио, играет Любе, Газманов, Круг, Aerosmith (не повезло им с компанией), и тут — кульминация! На мотив песни «Дым сигарет с ментолом» страдальческим голосом добрый молодец убивается по поводу полегших братанов, проливших кровь-кровушку за «Навороссиюшку». Мне, как старому стихоплету, глагольная рифма больно резала слух. Особенно не удалось автору зарифмовать названия городов Донбасса. Потом девушка голосом робота Вертера рассказала о погоде, и я приехал.
Выхожу на остановке «26 Бакинских комиссаров». СТО через дорогу работает. Работает и маленький магазинчик на остановке напротив. Света так и нет нигде.
Прохожу по поселку мимо огромных особняков. Во дворе вижу джипы и крутые иномарки. Почти все без номеров. Бампера побиты. Какой-то бородатый сын гор в камуфляже и с автоматом молча смотрит на меня с балкона, как на говно. Я спешно прохожу мимо, прикидываясь идейным ватником.
На улице Волгоградской кое-где нет стекол, а так дома целы. Захожу по адресу, стучу в ворота. Собака заливается лаем, но никто не открывает. Стучу в окно, тот же результат. Стою минут 10, стучу и жду. Дождь сходит с ума, рядом ломается с хрустом старое ореховое дерево. Начинаю стучать к соседям. Открывает женщина. «Тетя Наташа на работе же», — говорит. Оставляю все запасы у нее, обещает передать.
Следующий пункт – улица Нахимова. Там жили мои друзья, снимали дом. Когда уезжали, оставили вещи, стиралку, компы. Позвонил хозяин, сказал, что в дом попал снаряд. Вот они и попросили прийти глянуть, что там да как. На Нахимова домов пять сильно разрушены, в том числе и дом друзей. Крыши нет, ворота пробиты осколками. Во двор зайти не могу, закрыто. Да и за мародера могут принять, лучше не лезть. Походил, сделал пару фото и побрел по лужам дальше. Иду себе, никого не трогаю и тут, судя по звуку, очень близко слышу автоматную очередь. Начинаю опасливо озираться, рядом идут две бабули.
— Ну че ты, милок, обделалса? Энто на полигоне за посадкой защитники наши стреляють.
Ну точно, там же стрельбище. Я сам там стрелял, когда в школе еще учился. На всякий случай отхожу подальше, мало ли что там за «ворошиловские» стрелки.
Иду к тестю на гаражный кооператив, который за 10-ой поликлиникой. Он удивился, что я приперся в такую погоду, но был рад. Посидели минут 20, пообщались, и я побрел дальше. На остановке возле поликлиники ни души, уже четвертый час дня. Постоял минут 15, и тут приезжает зеленый «Богдан». Да к тому же, и бесплатный! Опять приезжаю на «Марику», перехожу дорогу и вижу открытый магазин «ОКей». Внутри свечи, как в храме. Людей мало, но, всё же, есть. Продуктов довольно много, выбор хороший. Цены божеские. Покупаю пива и минералки и иду дальше, на кв. Сазонова. Пробираюсь дворами через кв. 50 лет Октября. Кажется, там вообще дома не пострадали. Много раскопанных ям, ремонтируют трубы, причем видно, что раскопано недавно. Ямы обнесены красной лентой, все цивильно.
На Сазонова облом – никого нет. Иду домой. Перекресток улицы Смоленской, там, где супермаркет «Семейный». Светофор работает. Стою, жду «зеленый». Сверху, от кольца, спускается мусоровоз (мусор по городу убирают, кстати). Тут же ему наперерез на красный свет летит «сепарский» джип. Каким-то чудом ему удается пролететь в миллиметрах от «Камаза», визг тормозов, картина маслом. «Ну все, попал мужик!» — думаю я. И тут из мусоровоза вылезает огромных размеров водила, копия Валуева. В руке то ли ключ, то ли лом. Подходит к джипу и с воплями «Как же вы пи***асы за***ли», начинает железякой бить по капоту. «Нашипарни» с автоматами внутри джипа малость прифигивают. Люди кто куда разбегаются, я вообще ищу окоп на случай перестрелки, Мужик настучался, успокоился, сел в свой мусоровоз и уехал. Боевики так и не вякнули. Уехали несолоно хлебавши. Даю вам руку на отсечение, видел своими глазами.
Иду на кольцо. 50 лет Октября. Кругом поломанные деревья, все уныло и сыро. Дома нет света, я насквозь мокрый и злой. Телефон промок, отключился и спит. Пью пиво, читаю старые журналы. Горят свечи. Гробовая тишина. И тут точно слышу, у соседей бубнит телевизор. Выхожу в подъезд, а там горит свет! Блин, неизвестный мудила выкрутил все пробки в щитке. Нашел дома в кладовке парочку, вкрутил. Все заработало. Включил комп, врубил музыку погромче. Пиво кончилось, решил сходить поискать работающий магазин.
Иду в «АТБ», там темно. Иду в бессмертный «Час пик» мимо моего дома, горит свет у соседей этажом выше! Иду к ним. Живы-здоровы, приехали из Житомира. Посидели-закусили-выпили, выпили-закусили и я часов в 12 упетлял домой.
Николай Панакотов для Informator.lg.ua