Особое внимание экспертов, наблюдателей, политологов, а в первую очередь – простых граждан – будет приковано к выборам в Луганской и Донецкой областях, где продолжается вооруженное противостояние. Как будет проходить волеизъявление там, где линия фронта рассекает избирательный округ на части? Где смогут проголосовать вынужденные переселенцы? С какими рисками связан предвыборный марафон на Луганщине? Ответы на эти вопросы informator искал вместе с Алексеем Светиковым, представителем Всеукраинской общественной организации «Комитет избирателей Украины» в Луганской области.
Внеочередные парламентские выборы, которые пройдут в Украине 26 октября 2014 года, наверняка ознаменуют новый виток выборной истории. Впервые в независимой Украине выборы состоятся в условиях военного конфликта на Востоке страны и оккупации Крыма. Впервые в выборах примут участие сразу две партии власти – Блок Петра Порошенко и «Народный фронт». Впервые среди кандидатов так много военных (летчицу Надежду Савченко и вовсе выдвинули номером один от ВО «Батькивщина»). Список того, что произойдет «впервые», можно продолжить.
Выборы в особых условиях
Комитет избирателей Украины в Луганской области (далее – КИУ в Луганской области), созданный в 1999 году, не только мониторит выборы, но и занимается общественным содействием их проведению. Так, на внеочередных парламентских выборах-2014 КИУ одним из первых обратился в Центральную избирательную комиссию Украины с тем, чтобы перенести центр избирательного округа 114 из Станицы Луганской в спокойный Беловодск.
Informator: 26 октября состоятся первые парламентские выборы в истории Украины, которые пройдут во время войны. Война для народа – трагедия, для страны – испытание. Чем отличается проведение выборов в мирное время от волеизъявления в войну?
Алексей Светиков: Давайте не сгущать краски. Украина не находится официально в состоянии войны, в противном случае выборы бы не могли проводиться. У нас есть военные действия, которые охватывают два региона — Луганскую и Донецкую область. В этих двух регионах выборы пройдут в особых условиях, на остальной территории Украины состоятся штабные выборы. Не надо драматизировать, не надо делать скидку на военную ситуацию. В Луганской области голосование состоится, но не на всей территории.
Informator: Как будет проводиться голосование в тех округах, территории которых частично оккупированы?
Алексей Светиков: У нас нет ценза участия, поэтому сколько людей проголосует – столько проголосует. Здесь есть проблема невозможности участия некоторых людей, которые хотели проголосовать, но не смогут это сделать по ряду причин. Но это другая проблема – проблема обеспечения права выбора, а не проблема проведения выборов, это разные вещи.
Informator: В контексте территории получается так, что, к примеру, часть Попаснянского района (которая контролируется украинской армией) голосует, а оккупированная часть – нет?
Алексей Светиков: Да. Не потому, что она не голосует, а потому, что там не удалось организовать выборы. Вообще, выборы у нас проходят по всей территории Луганской области. У нас 11 округов. Создано 11 окружных комиссий, но не все они смогут работать.
Informator: А сколько из них смогут?
Алексей Светиков: Ситуация меняется. Сегодня это уже шесть комиссий в следующих округах: №№ 104, 106, 107, 112, 113, 114. Комиссия в 104 избирательном округе (включает Артемовский и Каменнобродский районы Луганска, а также часть Лутугинского района) добавилась недавно, ее центр перенесли из Артемовского района в Новоайдар.
Informator: Эти шесть окружных комиссий в Луганской области – готовы ли они к проведению выборов?
Алексей Светиков: Они будут готовы, когда будут созданы участковые комиссии, когда будут оснащены участки, когда они получат бюллетени, и передадут на участки, когда участковые комиссии получат списки избирателей. То есть комиссии будут готовы (или не готовы) к работе в 12 часов дня субботы, когда они составят выписки из списков голосования по месту пребывания. До этого комиссии готовятся к проведению выборов. Сегодня — этап формирования участковых комиссий. Мы знаем, что жеребьевка была везде, во всех шести комиссиях. Есть какие-то процессы, не совсем еще ясные. Например, я знаю, что какие-то списки подавались в комиссию 110 округа, хотя там никаких заседаний комиссии не было. То есть нас ожидает много сюрпризов на выборах в Луганской области.
Informator: Может ли быть такое, что и 110 округ заработает?
Алексей Светиков: Сложно сказать. Мне совершенно непонятно, например, как могут пройти выборы в 104 округе, если нет ни одного избирательного участка на территории, которая контролируется украинскими войсками…
Военные – и кандидаты, и избиратели
Informator: Что вы скажете по поводу кандидатов по «мажоритарке» в Луганской области? Много ли из них технических?
Алексей Светиков: Много.
Informator: Это может быть отличием от предыдущих выборов?
Алексей Светиков: Да, технических кандидатов больше, чем на предыдущих выборах, практически во всех округах, кроме 113. В 113 (центр находится в Сватово), штатная ситуация -13 кандидатов, в остальных (кроме 104-го, его я не считаю, поскольку вообще непонятно, что там за выборы будут) – 40 и больше.
Informator: С чем вы связываете такое большое количество кандидатов на определенных округах?
Алексей Светиков: Это нужно было для того, чтобы сформировать своих представителей в комиссию.
Informator: Чтобы увеличить шансы на победу в выборах?
Алексей Светиков: Я не знаю. Речь идет об установлении контроля за составом комиссии. Это одна из технологий, которая всем известна. Начиналось все с борьбы за состав окружных комиссий. Последний случай произошел в 112-м округе, когда председателя комиссии сменили на представителя от другого кандидата, а после ЦИК приняла решение вновь о назначении того председателя, который был изначально. Это пример ожесточенной борьбы за контроль над комиссией.
Informator: Как вы можете охарактеризовать борьбу между кандидатами в Луганской области?
Алексей Светиков: На мажоритарных округах очень жесткая борьба. Есть реальное противостояние.
Informator: Насколько эти выборы будут демократичными, прозрачными?
Алексей Светиков: В Луганской области КИУ ожидает очень грязную кампанию, с фальсификациями и использованием админресурса. На днях было любопытное происшествие, явно связанное с выборами. В Лисичанске один из батальонов занял телерадиокомпанию «Акцент», которая принадлежит одному из кандидатов, а второй батальон вытеснил его оттуда в интересах другого кандидата. Представьте – большое количество людей с автоматами в центре города, стоят друг против друга. Дальше таких случаев будет все больше. Выборы, скорее всего, будут ужасными.
Informator: По поводу военных. Расскажите, есть ли у нас военные — кандидаты по «мажоритарке»?
Алексей Светиков:Есть. Практически в каждом округе есть кандидаты-мажоритарщики. Есть представители батальона «Донбасс» в 107-м округе, есть представители батальонов в 113-м и 114-м, и есть кандидаты в трех округах, которых поддерживают бойцы «Айдара». Посмотрим, насколько умеренны будут в поддержке мажоритарщиков силовики.
Informator: Военных на прошлых парламентских выборах не отмечалось. Это тоже существенное отличие?
Алексей Светиков: Да. В Луганской и Донецкой области есть также риск непосредственного вмешательства военных в ход голосования. Поэтому очень важно на этих выборах наличие независимого наблюдения, способного фиксировать и предупреждать такие вещи. Самая низкая явка – в прифронтовой зоне.
Informator: Как вы оцениваете информационную выборную кампанию? Достаточно ли у избирателей Луганской области информации о тех, за кого они голосуют?
Алексей Светиков: Я не думаю, что ситуация радикально отличается от выборов 2012 года. Когда 40 кандидатов, то понятно, избиратели не будут знать их всех, и в то же время, в Рубежном, где активно идет избирательная кампания, горожане имеют информацию обо всех шести реальных кандидатах. Здесь скорее имеет место проблема с желанием или нежеланием голосовать. У нас эта проблема была на президентских выборах, в итоге – крайне низкая явка (примерно 25 процентов на Сватовском округе, и 22 процента на Беловодском). Я недавно делал опрос жителей Тошковки по поводу участия в выборах (всего будет опрошено около 700 человек во всем округе). Больше половины опрошенных в этом населенном пункте говорило, что не будут принимать участие в выборах. Тошковка находится близко к линии фронта. Люди там кричат: «Дайте нам мир и пенсию, которую мы не получали 4 с половиной месяца – и мы пойдем на выборы».
Informator: Понимает ли население, что депутаты, которые придут к власти, за которых они будут голосовать (или не голосовать), — что они как раз будут пытаться «давать мир и пенсию»?
Алексей Светиков: Они это не связывают. Они говорят: мы много людей выбирали, а в результате война и отсутствие пенсий.
Informator: Можно отмечать некое разочарование в выборах?
Алексей Светиков: Люди не верят в демократические преобразования, но это не проблема этих выборов. Участие будет конечно, намного меньше, чем ранее. Самая низкая явка ожидается в районах прифронтовой зоны, это связано с вопросами безопасности избирателей.
Informator: Вы сталкивались с агитацией на оккупированных территориях?
Алексей Светиков: Мы не имеем возможности мониторить ситуацию на оккупированных территориях. Любой наблюдатель от КИУ, если появится на оккупированной территории, будет немедленно задержан. Мы – враждебная организация для Луганской Народной Республики.
Informator: Расскажите, как переселенцы могут принять участие в парламентских выборах?
Алексей Светиков: Подать заявление в тот орган ведения реестров, где они собираются принимать участие. ЦИК упростила процедуру для избирателей, избирательный адрес которых находится на территории Луганской и Донецкой областей. Им не надо предоставлять документы, которые подтверждают обоснованность нахождения на этой территории. Достаточно одного заявления избирателя о разовом изменении места голосования. Раньше для этого нужен был либо договор аренды жилья, либо справка с места работы.
P.S. Informator будет и далее следить за подготовкой внеочередных парламентских выборов в Украине – первых с упрощенной процедурой для вынужденных переселенцев, первых с риском вмешательства военных, и первых, связанных с надеждами избирателей — по крайней мере двух областей — на мир.
Алена Мешко