Переселенцы: «Мы никогда не признаем ЛНР и их законы» (фоторепортаж)

В живописном месте на окраине древнего местечка Коростышев, что в Житомирской области, находится санаторий «Тетерев». Как и многие другие подобные места по всей Украине, он стал местом компактного поселения жителей из зоны АТО.

Не было бы счастья…

Хорошо известный ещё с советских времен, санаторий ежегодно принимал сотни человек. С конца мая нынешнего года благодаря волонтерам здесь появилась возможность приютить семьи тех, кто не мог более оставаться в Донбассе. Так этот красивый уголке украинского Полесья стал временным пристанищем для вынужденных переселенцев из Луганской и Донецкой областей. И теперь, с приближением зимы, и угасающей надеждой провести ее на родине — в теплых и целых собственных домах, жители Донбасса готовятся пережить холодную пору вдалеке от родных краев.

1

Благодаря сложившейся на востоке нашей страны ситуации, санаторий, можно сказать, получил  толчок к дальнейшему развитию. На сегодняшний день в собственности государства остались только строения. Сама же земля успела «перетечь» в частные руки. Как рассказали в дирекции заведения, при таком положении дел очень скоро тут бы не осталось и следов от былой славы – за зданиями и коммуникациями почти не ухаживали, денег не хватало, все приходило в упадок. Но события на востоке Украины подарили санаторию вторую жизнь.

2

3

4

Этому поспособствовал «Госпиталь Майдана», который и стал инициатором размещения вынужденных переселенцев в «Тетереве». Директор санатория Василий Дикарев пошёл волонтёрам на встречу.

Проблема №1

Не особо полагаясь на государство, волонтеры взялись за помощь жителям Донбасса. К ним подключились небезразличные бизнесмены. Каждый помогает чем может. Например, недавно купили четыре котла для отопления корпусов, а также полевую кухню.

5

Сейчас в санатории, который за это время принял более 840 жителей из оккупированных территорий Донбасса, сейчас обитает около трёхсот человек. Из них более трети — дети: как подростки, так и самые маленькие. Их родители теплыми словами отзываются о городском голове Коростышева, который помог в устройстве ребят в школы.

6

— Главная проблема здесь — найти работу, — делятся с нами обитатели «Тетерева».

Активно ищут ее около трети всех переселенцев. Правда, находят далеко не все. Связано это с несколькими причинами. Во-первых, мало предложений от местных работодателей. А, во-вторых, почти ни у кого из переселенцев с собой нет трудовых книжек — они остались дома. Кроме того, большинство не успело официально уволиться.

— А здесь работодатели требуют «трудовые» и не хотят брать на работу с новыми. Говорят: чистые трудовые – это если вам 18 лет, а так не подходите. В то же время восстановить «трудовые» тяжело, а рассчитаться, к примеру, из Луганска вообще невозможно, — рассказывает житель Луганска.

— Вот и приходится неофициально устраиваться, — подхватывает разговор другой собеседник. – Но  такие зарплаты здесь крайне низкие. В среднем 1000 гривен, где-то можно найти и 2000… Разве можно на такие деньги прожить?

Александр, житель Луганска, рассказывает о себе:

— Тяжело перестроиться. Я работал горным инженером, а здесь нужно искать себе новое применение… Уезжали мы с легкими сумками уже когда совсем не было денег. В супермаркете оставалась одна соль. Жить стало просто невозможно.

— Можно, конечно, уехать в какой-нибудь город – где выше зарплата, но все-равно всё уйдёт на съём квартиры, а у меня жена и двое детей, – говорит молодой мужчина. – Потому приходится в лагере жить, благо, волонтеры помогают.

7

Но несмотря на помощь, жители компактного поселения и сами стараются обеспечить себя.

— Вот выезжали в колхозы на 10 дней, — рассказывает девушка. – Там мы помогали фермерам по уборке урожая. А потом они нас обеспечили продуктами с тех же полей. Так что и сами стараемся себя прокормить как-то.

Правда, находятся и те, кто воспринимает помощь, как должное.

— Некоторые не хотят вообще ничего делать, даже для себя. Их всё устраивает. А что — трёхразовое питание тут для всех — хоть помогаешь ты по лагерю, хоть слоняешься целый день и палец о палец не ударишь, — возмущается женщина средних лет.

Впрочем, большинство жителей «Тетерева» и рады бы работать, но просто не могут: основное население лагеря — семьи с детьми и пенсионеры.

— Если у женщины три ребенка, то она от них никуда и отойти не может. А может ребёнок и один, но очень маленький. В нашем пансионате пятнадцать кормящих мам, – рассказывает Зиновий Допилка, представитель «Госпиталя Майдана». – Мы стараемся обустроить здесь свой детский сад. Помещение есть, осталось найти несколько ответственных женщин – и уже никуда детишек водить не надо, все будет на территории.

8

9

Но уже сейчас благодаря волонтёрской помощи в виде мебели, игрушек и книжек, в одном из корпусов уже обустроена детская комната.

— Раньше здесь жили 20 человек, а теперь — играют наши дети, — с улыбкой говорит девушка, приехавшая из Перевальска.

10

11

«В ЛНР не вернёмся!»

Надежда вернуться домой продолжает жить в сердцах вынужденных переселенцев. Но к ДНР и ЛНР у большинства жителей «Тетерева» отношение однозначное:

— Да, пускай здесь — вдали от дома — тяжело в разных смыслах слова. Но мы не хотим ехать в Луганск и признавать этих людей из ЛНР, которые собираются просто «отжать» у нас квартиры, — с горестью в голосе говорит девушка Лилия, имея ввиду провозглашенную «национализацию» имущества. – Мы никогда не признаем их вместе с их законами, потому что Луганск был и останется Украиной!

Большую надежду  жители «Тетерева» возлагают на  принятие закона о переселенцах.

— Думаю, он серьезно сможет помочь в обустройстве временного жилья. Да и, пусть небольшая, но помощь от государства в проживании, юридических вопросах придаст некоторой определенности и уверенности самим переселенцам, — уверен Василий Дикарев.

12

Милан Зайцев для Informator’a