Луганск оживает, люди возвращаются… Возвращаются, чтобы снова уехать. Возвращаются, чтобы увидеть «новый» Луганск. Не обновленный — иной. Еще один луганчанин делится впечатлениями от увиденного в городе. Приводим текст автора без изменений.
Напишу свои реальные впечатления от поездки. Как обычно, даю только свои личные впечатления, то, что услышала и какие сделала выводы, которые могут не совпадать с мнением большинства, тут уж, так сказать, сорри.
Итак, по порядку.
Выехали в воскресенье поездом «Киев-Луганск». Такого ажиотажа, как в первые дни запуска поезда, когда (как писали) в купе ехало по 6-7 человек и все коридоры и тамбуры были забиты людьми и вещами, — не было. Поезд был длинный, более 30 вагонов, но коридоры пустые и в купе, как и положено, по 4 человека.
У нас в купе ехали две дамы (на вид – в районе 70). Как выяснилось позже, одна из них – Джульетта Якубович — кто не знает, местная оперная дива. Вторая, насколько я поняла – доцент медуниверситета, кафедры акушерства и гинекологии (есть такая?).
Обе ехали в Луганск, ибо уже не могут без родных пенатов, лишь бы была какая-то стабильность и работа.
К слову сказать, вторая дама рассказывала о непонятной реакции Киева на запрос Семрока, бывшего ректора медунивера, (бывшего «народного» ректора — Informator) о зарплатах преподавателям, пенсиях, стипендиях и т.п. финансовой поддержке. Ему якобы ответили, что университет уже снят с баланса. А через несколько дней к ректору зашёл мужичок, сказал, что он из Москвы и они готовы бесплатно застеклить 600 окон.
Подъезжаем к городу.
Шахта «Луганская»: звёздочка на месте, только показалось, что пониже стала и часов не видно (были ведь часы под звездой?). Рядом стоял мужчина, шахтёр из Ровеньков (Ровенёк?). Говорит, у них три шахты в режиме откачки воды, остальные семь работают. Угля накопилось огромное количество, нет вывоза. Зарплаты в два раза меньше, чем довоенные. За рублями ездят в Гуково, за гривнами в Харьков.
Во время всего пути «противоборствующие стороны» нас не беспокоили, и только по прибытию в Луганск в вагон зашёл человек в «гражданке» и без оружия (только с рацией на плече) и проверил паспорта с пропиской, после чего всем разрешили выйти. На перроне никаких военных не было. Только стояла немаленькая толпа отъезжающих, которая ждала отправления этого же поезда, теперь уже на Киев.
Дальше мы проехали с железнодорожного вокзала по Советской и Оборонной до ВВВАУШа с небольшой остановкой у «Педунивера». Поэтому буду писать просто то, что видела из окна машины.
Визуально, с центром всё в порядке, разрушений не видно. Сильно «покоцаный» осколками дом со шпилем, где раньше были магазины «Богатырь» и «Каштан Электроникс». Остановка у «Педунивера».
На улицах реально много народа, много машин. Конечно меньше, чем в обычное, мирное время. Иногда проскакивают машины, раскрашенные из баллончиков под камуфляж и со странными номерами.
У «универа» «клубится» много студентов. Может быть это те, которые по результатам ЗНО не прошли ни в какие украинские ВУЗы?
Встретил знакомую коллегу, пожалели друг друга:
— А как же вы зиму переживёте?
— А как же ВЫ зиму переживёте?! У нас тут будет газ по 285 USD. (А кто за этот газ будет платить эти самые USD?)).
Кроме шуток, слышала из «полунадёжных» источников, что со стороны Лутугино тянут высоковольтную линию, а со стороны Краснодона – ударными темпами газовую трубу. Это не ватная деза…
Часть магазинов открыта.
Абсолют торгует от дверей. SPAR на Курчатова открыт полностью, но с каким-то очень вялым освещением.
На многих дверях записки: «Аптека на переоформлении», «Магазин на переоформлении» и т.д. Большая часть закрыта без всяких объяснений. Заглянула на «Шёлковый Путь»: где-то пятая часть модулей открыта.
Едем дальше. Местные власти пока приводят в порядок центр: асфальт нормальный, без воронок и следов танковых траков, разрушения восстанавливают. Вроде бы и библиотека Горького начала работать с бокового входа.
У памятника (кому?) у автовокзала у старого кладбища человек 5 убирали траву, проросшую между плиток…
А вот с автовокзала начинается кошмар: «Фуршет» разбит вдребезги, потери самого автовокзала со стороны не видно, хотя знаю, что они есть. «Ахтамар» и прочие ресторанчики и магазины все разбиты. И далее по дороге к танку все недавно построенные автосалоны стоят без стёкол, включая автошколу у танка (бывший Автоучкомбинат), одни каркасы зданий…
Напротив магазина «За рулём», через дорогу, у выстроенного в этом году автосалона TOYOTA, стоит огромное количество машин, больше сотни. Говорят, эти машины были летом «отжаты» ЛНР, теперь хозяева могут приходить с техпаспортом и забирать свои машины.
Смущает только объявление: «Извините, машины временно не продаются». Значит, не всё так просто.
У моего приятеля из его СТО вывезли несколько машин, он их теперь не может найти. Жаловался в администрацию ЛНР, там говорят, что они не причём: это какая-то другая группировка. Представители ЛНР пытались их догнать, но не получилось…
Приехали в городок.
Слава Богу, дом цел, квартира цела, стёкла целы. Больше всего пострадал градусник, который висел за окном: теперь там только одна шкала висит на гвоздике…
Когда был обстрел аэропорта, один раз ГРАД лупил прямо от самого дома. Сосед говорил, что первый раз видел, как шатается дом.
У нас окна целы, но все подоконники в штукатурке. Газ и электричество были целый день, вода только несколько часов с утра.
Прошлись по городку…
Вокруг очень много сломанных веток. Возможно, последствия урагана.
На детской площадке, как и раньше, сидят бабушки, но детей не видно.
Больше всего пострадали 148-й дом — выгорели 6 квартир и снаряд попал в подвал – здоровенная дыра и сложился бетонный козырёк над подъездом.
Пострадал и 149-й — попадание в бывшую почту и в крышу дома, в результате в окна 4 этажа видно небо. Квартиры на пятом этаже и крыши над ней просто нет.
Народ заделывает дыры и окна подручными материалами, пока позволяет погода.
Рынок у проходной работает, но продавцов в два раза меньше. Магазин тоже работает: ассортимент небольшой, почти все полки пустые, товара процентов 15-20 от того, что было раньше, цены довоенные. Т.е. относительно невысокие.
Встретили соседа, который тоже приехал в этот день, отсиживается в Ростове. Говорит, ситуация налаживается быстрыми темпами, ополченцев потихоньку разоружают, у ЛНР уже есть своя регулярная армия, ПВО и т.д. И скоро наступит счастливая жизнь…
Ну, что с него взять… русские СМИ свою работу знают…
На проходной бывшей в/ч 3035 висит русский флаг и большая надпись на все ворота: «Армия Юго-Востока». Через забор у ангаров видны ряды тентованных грузовиков.
Во вторник с 4-х утра очень долго шла тяжёлая техника со стороны Краснодона в направлении автовокзала (видимо, на Бахмутку).
Встретили знакомую, работающую медсестрой в психиатрической больнице. Говорит, в качестве недельной зарплаты им дают 6 видов крупы по 30 (!) грамм каждой (т.е. 180 грамм), плюс банка консервов на 15 человек.
Спрашиваем, как же ей на работу добираться, ведь даже на маршрутку денег нет. Ей выдали какую-то бумажку, которую нужно показать водителю, чтобы он не брал с неё денег. А если он не согласится, то жаловаться в администрацию ЛНР. Только не объяснили, как до этой администрации добраться. Видимо, на той же маршрутке.
Одна из основных проблем в городе – отсутствие наличных денег. Одна подруга принесла мамину и бабушкину «обручалки», чтобы я продала в Киеве. Жалко, конечно, но жить не на что…
Часов до 5-6 вечера ходят маршрутки. Как и раньше, оплата 3 гривны, при входе.
Из всего изобилия такси остался только «Альянс».
На вокзал приехали за час до отправления. На перроне и внутри вокзала – огромная толпа отъезжающих и провожающих.
Этот час мы так и простояли на перроне. Поезд подали за 5 минут до отправления.
Местных «деятелей» видно не было. В Красном Лимане украинская милиция проверяла документы и зачем-то переписывала данные паспортов всех мужчин.
Моё личное мнение.
Несмотря на внешнее оживление, Луганск замер в ожидании. Город не живёт, а выживает. Луганск уже никогда не будет таким, как раньше. И с этим надо смириться.
Видимо, на ныне оккупированных землях будет Приднестровье номер два, нечто вроде буферной зоны, отделяющей Европу от Азии, цивилизованный мир от дикой орды…
Sonnaya Mol для Informator’а