Гражданская инициатива «Восток SOS» совместно с общественной организацией «Донбасс SOS» уже пять месяцев работают с проблемой пропавших и взятых в заложники людей в восточных регионах Украины.
— Начиная с мая 2014 года, луганских активистов движения за единую Украину стали похищать сторонники ЛНР. Поэтому возникла необходимость искать варианты освобождения наших друзей, — рассказывает волонтер «Восток SOS» Анна Мокроусова. — К нам стали обращаться родственники пропавших, и постепенно наш список из пары десятков похищенных активистов превратился в базу, состоящую из нескольких сотен заложников.
Аналогичный старт был и у общественной организации «Донбасс SOS», которая работала с такой же проблемой в Донецкой области.
Очень быстро активисты обеих инициатив пришли к выводу о необходимости единой базы и единого координационного центра по работе с пропавшими и заложниками — вне зависимости от региона, в котором они были похищены или пропали.
— Ситуация на востоке Украины быстро менялась. Соответственно менялись и методы нашей работы. На данный момент мы вновь чувствуем необходимость в изменении подходов, — рассказывает Анна Мокроусова. — Очень условно историю данной проблемы можно разделить на следующие этапы:
Этап первый (апрель-май 2014 г.): охота за патриотами. Первыми заложниками были патриоты Украины и журналисты. Те «аресты» были для нас особенно страшными, ведь тогда мы еще считали себя жителями мирного времени, нам сложно было принять безумие и беззаконие. Мы были наивны, надеялись на то, что разумными доводами сможем повлиять на мнение захватчиков. В то время в плену многие активисты подвергались пыткам, но в целом, оценивая с позиции сегодняшних реалий, тем, первым заложникам, повезло. Тогда смертельных исходов фактически не было.
Этап второй (июнь-июль 2014 г.): охота за «тенью патриотизма» и поиск бесплатной рабочей силы. На этом этапе начали брать в заложники людей хаотично, независимо от их политических убеждений. «Ополченцы» гордо дефилировали по городам с автоматами. И, видимо, чтобы самим себе доказать собственную крутость, устраивали беспредел везде, где появлялись. Люди пропадали без всяких причин. Задерживали тогда в основном мужчин. Им предъявляли обвинения в «нарушении комендантского часа», «поддержке Правого сектора», «пьянстве» — наиболее типичные формулировки обвинений того времени. Заложников отправляли на «общественные работы»: рытье окопов, разграбление «национализированных предприятий», уборка территории.
Этап третий (август 2014 г.): игры в «войнушку» закончились. Третий этап совпал с началом активных боевых действий и появлением большого количества военнопленных. Изменилось поведение ополченцев. Гражданских продолжали похищать не меньше, чем раньше. Но на этом этапе «боевики» вели себя наиболее агрессивно с пленными. Через одного — людей обвиняли в «корректировке огня», «помощи украинской армии», именовали «наводчиками» и «снайперами». Страшно, но похоже они сами верили в это безумие. Тогда в тюрьмы стали сажать людей независимо от пола и возраста. Тогда же было наиболее жестокое обращение с пленными. На этом этапе стало пропадать большое количество пожилых людей – родителей активистов. Их детям предлагали приехать на свои похороны в обмен на свободу их родителей.
Этап четвертый (сентября, 2014): «перемирие». На этом этапе активно осуществлялся обмен военнопленными. Множество солдат было освобождено. Сотни до сих пор еще в плену, но у них есть шанс выйти на свободу. У военных всегда есть шанс, что их обменяют. Гражданские же заложники, к сожалению, фактически не могут на это надеяться: нет процедуры обмена гражданских на военных. В Украине ведь, как в демократическом государстве, нет гражданских пленных, тем более — сотен гражданских заложников. Рядовых же граждан на территории «ЛНР» сейчас берут в плен не меньше, чем раньше. Обвинения все те же: «подозрение в проукраинских настроениях», «нарушение комендантского часа», «пьянство». А зачастую боевики даже не утруждают себя объяснениями «арестов». Иногда просто говорят родственникам: «Ну что вы так переживаете, поработает ваш муж пару недель на нас и вернется». А через пару недель могут запросто сказать, что не было у них никогда такого заложника, в глаза они его не видели… На данный момент сотни мирных людей находятся в плену у боевиков. Единственный их шанс выйти на свободу – дождаться милости от «надзирателей».
Ситуация с освобождением гражданских заложников осложняется ещё и тем, что на захваченных территориях нет единой «системы власти».
— Не с кем вести переговоры об освобождении. Сферы влияния поделены между различными группировками, — поясняет Анна Мокроусова. — В так называемых «республиках» царят хаос и анархия. Группировки иногда дружат с друг другом, иногда воюют. Но заложники у каждой свои. Бывает и так, что иногда заложники одной группировки «мигрируют» в другую. Определить место дислокации пропавшего человека очень сложно. Но даже определив — где и у кого сегодня находится задержанный, сложно найти ключики к его освобождению. Тем не менее, случаев со счастливым финалом много.
Инициатива «Восток SOS» совместно с общественной организацией «Донбасс SOS» при поддержке Международного фонда «Відродження» объединили свои усилия по освобождению заложников в рамках проекта «Восток SOS, координационный центр по работе с заложниками». Волонтеры организаций сегодня ставят перед собой такие задачи:
- Привлечение внимания общественности к данной проблеме.
- Психологическая помощь и поддержка родственников пострадавших.
- Консультирование родственников (близких) относительно действий, необходимых для помощи в освобождении их близких.
- Составление базы пропавших без вести и взятых в заложники.
- Привлечение внимания международных организаций к данной проблеме
- Привлечение внимания силовых структур к проблеме мошенничества (в последнее время участились случаи вымогательства денег у родственников пропавших без вести и взятых в заложники людей).
- Поиск и передача информации переговорщикам.
- Вывоз освобожденных заложников из опасной зоны.
- Помощь в получении бесплатного медицинского осмотра и при необходимости лечения бывшим заложникам
- Помощь в адаптации: поиск психологов, оказание гуманитарной и юридической помощи.
Инициатива также обращается ко всем вышедшим из плена и просит помочь со сбором информации о местонахождении людей, все еще находящихся в руках боевиков:
— Позвонив и поделившись информацией, вы можете помочь в освобождении других. Также мы убедительно просим бывших заложников обращаться за помощью к психологам и проходить медицинское обследование. На данном этапе мы можем помочь вам с получением всех этих услуг бесплатно. Позаботившись о себе, вы заботитесь о своих близких.
Обратиться за помощью или сообщить информацию можно по телефонам: 099 7364241 и 0506572089, а так же позвонив на телефоны горячих линий «Восток SOS» и «Донбасс SOS» или отправив письмо на электронный адрес [email protected]
Все желающие помочь в адаптации бывшим заложникам, а так же семьям людей, находящихся в плену, могут перевести деньги на карту Приват банка: 4731 2171 0657 2959 Мокроусова Анна. Все отчеты по собранным средствам будут опубликованы на сайте vostok-sos.org