Для большинства из тех, кто никогда не был в Донбассе, он — лишь край шахт, терриконов и огромных промышленных предприятий, на которых работают мрачные люди. А за последние полгода этот регион окончательно лишился привлекательности. К «серости» и «убогости» сюда прибавились ещё — «сепаратизм» и «ватничество». Организаторы выставки современного искусства «ДМЗ. Идентификация», прошедшей в рамках Национального форума «Донкульт — Мистецькі надра», не только категорически не согласны с этими определениями, но и делают всё, что бы сломать сложившиеся стереотипы.
В зале гаснет свет. Перед зрителями появляется человек в военном камуфляже и балаклаве. Кто он? А главное — за кого? На его грудь проецируется маленький значок. Сейчас это сине-жёлта ленточка, а через секунду — полосатая — оранжево-чёрная, в народе именуемая «георгиевской», еще через секунду – просто желтый круг. Как много меняется из-за цвета ленточки: один и тот же незнакомый человек за секунду становиться положительным или отрицательным персонажем. Кто-то скажет на него — «колорад», для кого-то он — «укроп».
Человек в маске рассказывает про выставку, которая вот-вот откроется. По сути, его появление и есть первый перформанс — «Хороший. Плохой. Злой».
Авторы не делятся своей позицией — какое прилагательное к какой из проекций относится. Каждый зритель сам, наверняка, для себя уже давно решил, кто для него хороший, а кто — нет.
А значок мигает не останавливаясь — по кругу. Хороший. Плохой. Злой…
Постепенно зал наполняют зрители. Некоторые — пришли посмотреть на работы своих земляков, для других — это первое знакомство с творчеством луганских художников.
— Все участники сегодняшней выставки, так или иначе, имеют отношение к Луганску, – рассказывает один из участников «Идентификации», художник Слава Бо. — Кто-то из авторов уехал из города давно, кто-то — из-за войны — совсем недавно. Но у всех там остались друзья и родственники. Для всех Луганск — родной город.
Свои работы представили восемь авторов: Мария Вдовиченко, Закентий Горобьёв, Надин Хазан, Слава Бо, Никита Акопов, Юлия Звягинцева, Сергей Лиховид, Александр Чепелев.
Графика Никиты Акопова
Художник Надин Хазан и её работы
Графика Марии Вдовиченко
Графика Юлии Звягинцевой
Работы Сергея Лиховида и Славы Бо
Работы Закентия Горобьёва
— Изначально целью выставки было — показать Луганск, о котором почти ничего не знает остальная Украина, — рассказывает один из организаторов «Идентификации» Алексей Бида. — Современный, интеллектуальный, прогрессивный. Не советско-шахтерский, как его себе представляют многие украинцы. На мой взгляд, цель достигнута — многие с удивлением открыли для себя непознанный мир. На самом деле, Украина — огромная страна и мы, ее жители, многого о ней не знаем. Восток о западе, украинцы о крымских татарах, центр о регионах. Давайте уже наконец-то познакомимся
Внезапно в зале появляются «люди-простыни». Это начался следующий перформанс.
«Негласное присутствие погибших под обстрелами жителей города иногда становится явным, — говорится в описании проекта. — Посвящается моему другу Николаю Бахмачу, закрывшему собой своего годовалого ребенка».
Свет в зале снова гаснет. На экране — короткометражный фильм Дмитрия Дурницкого и Леси Кузьмич «Звук». Как говорят сами творцы, фильм посвящен тем, кто нашел Мир, но потерял Дом.
<iframe width=»560″ height=»315″ src=»//www.youtube.com/embed/6306MoVbm-U» frameborder=»0″ allowfullscreen></iframe>
— Мы пытались показать и старые, и новые работы авторов, работающих в разных техниках и жанрах, – объясняет Вячеслав принцип отбора работ. — Некоторые посвящены трагическим событиям в Луганске. Но основная часть — работы, сделанные ещё до войны. Правда, сейчас некоторые из них приобрели новый смысл. Например, триптих Славы Бо «Вижу. Слышу. Говорю» был сделан 2 года назад. На нём изображён сам автор. Из глаз, ушей и рта у него торчит вата. Сейчас слово «вата», внезапно, приобрело совсем другой смысл. Соответственно и работа приобрела другой подтекст.
Тем временем, художник Сергей Лиховид на глазах у зрителей строит макет города из блоков пенопласта. В странных конструкциях читается слово «Луганск».
Внезапно появляется два «робота». Один – символ будущего, другой — в виде советского автомата «Газвода» — символизирует прошлое.
Это еще один перформанс – «Битва роботов». Из-за каких-то недоразумений между ними начинается драка. И, естественно, хрупкий пенопластовый город идет в расход. Столкновение заканчивается поражением обеих сторон. У автомата «Газвода» заканчиваются монетки, необходимые ему для жизни, а человекоподобный робот, сначала пускается в победный танец, но тут же — залитый «Газводой» — ржавеет и застывает в неестественной позе.
Пересказывать выставки —дело неблагодарное. Особенно, когда речь идет о современном искусстве. Каждый зритель увидит в работах что-то свое. Участники «Идентификации» уверены, что люди искусства должны искать общие ценности, которые позволят человечеству объединиться, сохраняя при этом свое разнообразие. Именно это они пробуют донести своим зрителям.
Антон Голобородько для Informator.lg.ua
Фото Александр Волчанский