Помощь переселенцам на бумаге. На деле — борьба с бюрократией

Кабинет Министров ещё в начале октября принял постановление о предоставлении ежемесячной адресной помощи переселенцам. Но, как оказалось, многие люди до сих пор не могут получить обещанное пособие. Юристы из волонтёрской организации «Восток-SOS» рассказали, как чиновники нарушают процедуру регистрации переселенцев и о самых часто встречающихся причинах отказа в оформлении материальной помощи.

Закон как «террористически» обусловленная необходимость

Война на востоке Украины оставила без жилья и работы миллионы людей. Спасаясь от вооруженных банд, которые захватили целые районы, от артиллерийских обстрелов, разрушавших города, люди ехали, взяв с собой только необходимые вещи, в надежде вернуться через неделю домой. Эта неделя превратилась в месяцы, а может стать и годами. Кто-то решил рискнуть и, невзирая на беззаконие в родном городе, уже вернулся. Кому-то дома будут не рады: он внесен в «расстрельные списки» за свою проукраинскую позицию. Кто-то не хочет жить в постоянном страхе, ожидая «гуманитарной помощи» из России и по своей воле выбирает неизвестность в чужом городе. Историй много, но их все объединяет одно — жизни сотни тысяч людей очень изменились, они лишились всего, над чем работали, что строили всю жизнь.

Политики в один голос заговорили: «Чтобы вернуть оккупированные регионы нужно показать качественно новые стандарты жизни на остальной части Украины». Но когда дошло до дела, прикрылись дежурной фразой: «ну так война». Депутаты и чиновники упорно не замечали существование проблемы. До выборов. А в октябре осчастливили сразу двумя нормативными актами:постановлением № 505 Кабинета Министров, согласно которому переселенцам гарантирована финансовая помощь, и законом, которым государство признает статус вынужденного переселенца, и гарантирует право на бесплатное жилье сроком на 6 месяцев. К слову, Президент так и не подписал этот закон, несмотря на то, что срок на подписание закончился. Но иметь хорошие законы мало – они должны работать, а с этим в Украине, как всегда, проблемы. Как только нормативный акт вступил в силу, работы прибавилось не только у чиновников, но и у правозащитников, возможно потому, что первые не очень-то хотят больше работать.

Для того, чтобы получить статус переселенца и помощь от государства, нужно пройти определенную процедуру. Вот тут-то и начинаются проблемы. Юристы Гражданской инициативы «Восток-SOS» дают бесплатные консультации людям из Луганской и Донецкой областей, а также из оккупированного Крыма. Они и рассказали корреспонденту Informator`а о новых вызовах, вставших перед вынужденными переселенцами.

Откуда едут «настоящие переселенцы», или как чиновники определяют «зону АТО»

Авторы постановления № 505 утверждают, что на помощь от государства могут рассчитывать граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которых признали переселенцами. Но если с Крымом, как с оккупированной территорией, все ясно, то с определением районов проведения АТО возникают проблемы. Хотя, казалось бы, все ясно: в соответствии со статьей 1 ЗУ «О борьбе с терроризмом» районы проведения АТО определены руководством антитеррористической операции. И соответствующий приказ был издан — №33/6/а от 07.10.2014 «Об определении районов проведения АТО и сроков ее проведения». Согласно ему, районами проведения операции определены Донецкая и Луганская области (без исключений). К сожалению, управления труда и социальной защиты населения (УТСЗН), органы которые должны регистрировать желающих получить выплаты, не полностью этим согласны. Как выяснилось — в каждом территориальном управлении есть «свой принцип» определения «зоны АТО». Во многих регионах Украины отказывают в постановке на учет людям, которые приехали из так называемых «подконтрольных украинской власти населенных пунктов», например — из Дебальцево, Попасной, Авдеевки, Курахово… И неважно, что эти города до сих пор продолжают обстреливать из минометов. В определении районов проведения АТО работники УТСЗН руководствуются картами РНБО или перечнем городов в районах АТО, которые, по их словам, им передали в областных управлениях.

КартаАТО

— Например, в Орджоникидзевском районе г. Харькова начальник УТСЗН ссылается на карту РНБО, как на источник информации о районах проведения АТО. Она утверждает, что это в городском управлении социальной защиты населения ей дали такие инструкции. Думаю, все видели эту карту, там условно обозначена зона, контролируемая боевиками, а большинство населенных пунктов не обозначено вообще, – говорит координатор правовой приемной Инициативы «Восток SOS» Александра Дворецкая. – А вот в Днепропетровских районных УТСЗНах висит список городов Донецкой и Луганской областей, которые являются районами проведения АТО. При этом, по их мнению, Калининский и Ворошиловский районы города Донецка в зону АТО не входят.

Наказ

а с бумажкой человек

Хотя перечень документов очень четко определён, служащих УТСЗНов это не останавливает. Кроме действительно необходимых, от вынужденных переселенцев требуют: справку из ЖЭКа, договор аренды, или акт, подтверждающий факт проживания, заверенный двумя соседями. Таким образом, наверное, чиновники хотят убедиться, что человек действительно проживал на территории, где проходит АТО. Возможно, можно было бы похвалить их за бдительность. Вот только как достать такие документы в городе, контролируемом боевиками, — не ясно. Еще один вопрос: почему чиновники не доверяют справке о том, что люди взяты на учет как перемещенные лица из зоны АТО, ведь она есть в перечне обязательных документов?

А вот в Черновицкой области чиновникам можно было бы дать медаль «За бюрократию», если бы такая существовала. Во-первых, они требуют справку, — за получение которой нужно платить, — о том, что заявитель не является предпринимателем. Во-вторых, справку о том, что переселенец не является пенсионером. Кроме того, переселенцам заявляют, что помощь может быть им назначена только если они зарегистрируют место проживания в Черновицкой области.

Ждите ответа…

В постановлении № 505 сказано, что помощь выделяется на семью. То есть, документы подаются пакетом со всей семьи. Взаявлении указывается один человек – уполномоченный, — именно на его банковский счет будут приходить платежи. Как показывает практика, чиновники увидели в этом — «узкое место»: если один из членов семьи не выехал из зоны АТО, то всем остальным могут отказать в регистрации.

Как часто приходится слышать от чиновников о сложных процедурах, якобы предусмотренных законами. Но в данном случае, именно работники органов исполнительной власти усложняют процесс. Может быть, они так привыкли к бюрократии, что по инерции пытаются усложнить самим себе жизнь? Чем ещё можно объяснить то, что в городе Пологи Запорожской области у всех, кто получает помощь, требуют ежемесячно с 1 по 5 число приходить в УТСЗН и отмечаться! В обратном случае, обещают прекратить выплаты…

Или, например, в Киево-Святошинском районном УТСЗН для того, чтобы встать на учет вынужденным переселенцам нужно сначала «занять очередь»: на данный момент можно записаться на прием только на декабрь. Чиновники объясняют это тем, что у них один (!) компьютер, и они не успевают регистрировать. Над этим можно было бы даже смеяться. Но только не стоит забывать, что речь идет о реальных людях. Государство не от большой щедрости решило им помогать. Помощь им будет оказываться в течение 6 месяцев. Это должно помочь вынужденным переселенцам пережить зиму и хоть как-то обустроить жизнь на новом месте. Что же останется этим людям, если только в конце декабря они станут на учет? В итоге такими ли социальными стандартами Украина будет хвастаться, чтобы вернуть Крым и Донбасс?

Антон Голобородько для Informator.lg.ua