Лишь с восьмой попытки переселенец из Луганска смог подать документы на паспорт. Как в Киеве чиновники работают с переселенцами.
Люди уезжали от войны. Но приехав в мирные города, они столкнулись с новыми проблемами. Кроме того, что государство не позаботилось о том, где им жить и работать, возникает еще и куча бюрократических проволочек. Ведь статус переселенца не освобождает от гражданских обязанностей. Как оказалось, даже получить паспорт или вклеить туда новую фотографию, для переселенцев становится проблемой.
В Киеве услуги по выдаче паспортов переселенцам оказывает лишь один орган: «Центр оказания административных услуг», на Днепровской набережной 19-б. Это очень удобное здание, в котором реализованы современные подходы в обслуживании. Просторные и светлые залы ожидания, система электронной очереди. Вот только в день они принимают не больше 20 клиентов из числа переселенцев, не взирая на то, что потребности гораздо больше. Чтобы успеть попасть в число счастливчиков, нужно взять «отгул» на работе и приехать за несколько часов до открытия центра.
В момент открытия центра возле входа собралось уже несколько десятков людей. И когда заветные двери открываются, все они пытаются стать первыми к терминалу, который выдает талоны с номером в очереди. Один из работников центра, высокий, плотный мужчина помогает людям получить талон и отправляет к залу, который будет вести прием.
Максиму 16 лет. Он — переселенец из Луганска. Парень занял очередь в 6 утра. Номер его талона – 9. Он очень рад, что, наконец-то, сможет подать документы на получение паспорта. На это ему пришлось потратить все каникулы.
— Дело в том, что все время переносят место, куда нужно обращаться. Сначала я дважды ходил на бульвар Шевченко, – рассказывает Максим историю своих попыток получить паспорт. — Потом перенесли по месту жительства. Потом, оказалось, я просрочил срок подачи документов, нужно платить штраф. Из-за очереди в банке я не успел в этот день подать документы. Но квитанция об оплате действует только один день. Пришлось еще раз оплатить. Как я узнал позже, переселенцы не должны платить штрафы вообще. Потом еще раз перенесли место приема документов. Да и сюда я прихожу уже в четвёртый раз — постоянно не успеваю занять очередь. В день принимают по 20 человек. Люди занимают очередь еще в 5 утра.
На прием Максим попадет только в 11:30, а принимать документы у него будут не меньше часа.
Буквально через 10 минут после того, как зашел, выходит первый клиент. Ему нужно было всего лишь вклеить новую фотографию в паспорт. Но даже это не удалось с первого раза — сегодня это был второй визит.
— Сегодня я пришел в 5 утра, чтобы занять очередь. Для этого мне пришлось отпроситься с работы, взял отгул за свой счет, – рассказывает Игорь. Для того чтобы вклеить новую фотографию в паспорт он сегодня занял очередь первым. — Первый раз я пришел после работы, в 6 вечера. Центр работает до 20:00. Но документы уже не принимали. Мне сказали, что очередь по выдаче талонов закончилась еще в 10 утра. Реально подача документов у меня заняла 10 минут, я просто отдал 4 фотографии и заполнил пару бумажек.
Центр начинает работать в 9:30, но уже через час занять очередь невозможно. В приемной стоит аппарат, который выдает талоны с номером в очереди. Кнопка, нужная переселенцам, уже не активна. Чтобы разобраться в том, почему же возникают такие проблемы, идем к начальнику центра — Наталии Шамрай. Ее мы встречаем на лестничной площадке, возле кабинета. Разговор происходит на ходу.
— Для того, чтобы подать документы, нужно заполнить 7 бумажек и заявление, – объясняет Наталия Васильевна, показывая пачку бумаги, которую несет в руках. — Сядьте и заполните эти документы. Это специфические люди, у которых зачастую нет документов. В таком случае процедура будет еще дольше.
— Но ведь проблема в том, что принимают людей только утром. А если прийти в 4-5 вечера нет очереди, но и документы подать нельзя. Талоны на электронную очередь не выдают.
— Как не выдают? Выдают! Приходите в 4 часа и сами увидите, – уверено отвечает чиновник и скрывается за очередными дверями.
Чтобы убедится в правоте слов начальника центра мы наносим повторный визит — в 16:30. В приемной подтверждают, что талонов на очередь не выдают.
— В день выдаем 20 талонов, – объясняет молодой человек за стойкой, – просто не успеваем больше. Это дополнительная нагрузка на центр. Подать документы на вклеивание фотографии в паспорт можно трем специалистам, а сколько выдают — даже не знаю.
На втором этаже, где утром стояла очередь из переселенцев, по-прежнему сидят люди. Но возле служащих, которые обслуживали переселенцев утром, нет ни одного клиента. Чтобы понять, почему же несмотря на то, что возможность есть — людей не принимают, снова идем к начальнику центра.
Наталия Васильевна не хочет говорить, и обещает, что подаст в суд, если ее слова будут использованы. Она утверждает, что для того, чтобы давать комментарии ей нужно получить разрешение в КМДА. Или журналист должен сделать официальный запрос. Наверное, забыв, что, согласно, Закону Украины «О доступе к публичной информации» запрос может быть подан и в устной форме.
— Любая административная услуга имеет несколько этапов, – все же отвечает на поставленные вопросы Наталия Васильевна. — Мы только принимаем документы переселенцев. Дальше мы их передаем в Миграционную службу. Если вы видите, что возле работника нет людей, значит, он работает с документами и готовит их к передаче. Кроме того, что мы принимаем переселенцев, у нас есть еще другая работа — мы оказываем 200 видов услуг. Две недели назад у нас было 300 посетителей в день, а сегодня 700. Мы обращались в КМДА, говорили, что у нас не хватает специалистов. Но нам так ничего и не ответили, поскольку сейчас идет сокращение количества государственных чиновников. Поэтому я должна справляться тем количеством людей, которые есть. А вообще вы — журналисты — должны с вопросами обращаться к Кличко, и иметь разрешение для того, чтобы взять комментарий у меня. Мне запрещено с вами говорить.
В ближайшее время Informator сделает запрос в КМДА. Мы узнаем, почему проблема, если она так очевидна, не решается. А вместо этого люди должны тратить рабочее время и — как итог — нести материальные потери, для того чтобы по несколько раз ходить на поклон в государственные учреждения. Но пока чиновники будут искать себе новые оправдания, «Центр оказания административных услуг» и дальше принимает по 20 человек в день. А люди в лучших советских традициях занимают очередь до восхода солнца.
Антон Голобородько для Informator