Недалеко от села Нижнетеплое, которое находится на трассе между Счастьем и Станицей Луганской, расположилась одна из рот 92-ой отдельной механизированной бригады. Здесь украинские военные охраняют вверенный им участок берега реки Северский Донец — буферную зону между силами АТО и группировками боевиков ЛНР.
В сосновом лесу выстроены защитные укрепления. В нескольких километрах отсюда, на другой стороне реки стоят «ополченцы». С возвышенности они ведут обстрелы украинских войск из минометов и «Градов», а заодно не чураются «задевать» и соседние села. Из-за объявленного длительного «перемирия» у наших военных связаны руки. Они вынуждены довольствоваться только ответным огнем да прятаться в укрытиях. В таком режиме и проходит война на востоке Украины в последнее время.
Сами бойцы живут здесь уже третий месяц и помимо грамотно подготовленной обороны, создали для себя на удивление уютную обстановку.
Небольшие блиндажи по-армейски аскетичны. Здесь нет лишних вещей. В одном из укрытий видим три кровати, буржуйку, вещи первой необходимости, аккуратно разложенные на полочках. Потолок — аккуратно сложенные сосновые брусья, — наилучшее украшение солдатской «комнаты».
— У нас и электричество есть. Сами провели и волонтеры помогали. Благодаря этому появился доступ к воде. У нас даже душ теперь есть, — рассказывает о бытовых достижениях подразделения Вячеслав Кричковский, заместитель командира группы. Бойцы стараются сохранить тепло не только в землянках, но и в собственных душах. На стенах детские рисунки, сверху летают ангелочки, хранящие защитников Отчизны. Бойцы очень радуются письмам и посылкам от родственников, детей и всех неравнодушных.
— Некоторые письма мы перечитываем по несколько раз, аж слезы наворачиваются, — говорят бойцы. 92-ая ОМБр базируется в Харьковской области. С началом боевых действий готовилась к возможному вторжению России в Украину. В зоне проведения АТО часть бригады была задействована и отправлена в конце лета в район Иловайска. Тогда из-за несогласованности боевых задач группы с техникой попали под жестокий обстрел «Градов». — На первом нашем марше колонну обстреляли так, что из личных вещей осталось только то, что было на нас, – бойцы делятся воспоминаниями о первых днях участия бригады в конфликте на Донбассе. — Техника сгорела и все остальное вместе с ней. В следующий раз вещи брали уже из расчета: что можно унести на себе, то и берём.
Неторопливая беседа во время чаепития подходит к завершению. Обычный чай, обычные кружки, дешевое печенье и закипающая на огне вода. Вся нехитрая посуда легко вмещается на маленьком самодельном столике, расположившемся в трех метрах от ближайшего блиндажа. Казалось бы, что может быть в этом примечательного, отличного от привычного быта?
Есть здесь что-то, чего не встретишь в обычной суетливой жизни. Аскетичная простота, ожидание опасности, смирение и — в то же время — некое накопившееся странное чувство. Чувство, что в этом всём есть что-то настоящее. Нечто, что не передашь словами, но ощущаешь словно всем своим существом, что непринужденно делает тебя цельным и простым. Всё окружающее обретает свою естественную простоту, не загроможденную лишними мыслями и понятиями. Ты чувствуешь нечто НАСТОЯЩЕЕ. Мир видится простым, обыденным, совсем не ярким. Но он столь чист и прост, что начинает открывать свою настоящую красоту. Обыкновеннейший пакетированный чай, подслащенный сахаром, приготовленный бывалым военным в достаточно суровых и смертельно опасных условиях, становится невероятно вкусным. И вкус этот берет свое начало будто в другом мире, приоткрывает туда дверь. Туда, где нет лишнего. Где все ощущается просто. Жизнь, смерть, обстрел, лес, чай – все равное. Нет разницы. Оно есть, и все. Такое всегда и было.
Боевой офицер провожает нас, а уходить-то не хочется. Хочется еще немножко насладиться кусочком настоящей естественной жизни. Той, которую многие ищут и проходят мимо. А она есть, и всегда присутствовала. Правда, странное чувство. И приходит осознание того, что человек сам творит мир, в котором живет. Человек, посвятивший военному делу часть себя, стал много проще. Приблизился к простому подходу к жизни, который, возможно, и сам уже не замечает. В этом есть забытое настоящее.
Жаль только, что война так же легко умеет и обрывать чьи-то жизни, так же просто причинять горе и боль. Но оставляет шанс, пускай и небольшой, изменить себя и возможно на шаг приблизить к пониманию, по сути, нашей жизни.
Милан Зайцев для Informator.lg.ua
Смотрите также репортаж informatorTV о жизни подразделения 92-ой ОМБр.