Издание Forbes.ru в своем репортаже «Один день и одна ночь из жизни Донецкой народной республики» провело день в Донецке с «ополченческим» отрядом, известным в городе как батальон «Русь».
«Мансур, командующий «Русью»
Донецк днем выглядит как мирный город: чисто, работают фонтаны, открыты кафе, на улицах практически не видно людей в камуфляже. Если не считать нескольких блокпостов на въезде в город, никаких признаков войны. Но это только на первый взгляд.
В тихом квартале среди опрятных пятиэтажек притаился ополченческий отряд, известный в городе как батальон «Русь». Если смотреть с улицы, видны лишь мамаши, выгуливающие детей в сквериках, но заходишь вглубь дворов — и обнаруживаешь глухую стену, стальные ворота и вооруженных людей.
Командует здесь Мансур. О себе много не распространяется, лишь нехотя сказал: «Я с Кавказа». Но он единственный человек здесь, кто готов говорить на камеру без маски. О своем отряде он рассказывает: сформировались три месяца назад, процентов 20 — добровольцы из России, остальные местные. Подавляющее большинство — люди обстрелянные. Мансур говорит, что защищает эту землю и этих людей от экспансии Запада и его дело правое. Он на стороне Бога, потому что Запад несет с собой толерантность к гомосексуализму, а что сделал Бог с Содомом и Гоморрой, рассказывать не нужно, все и так знают.
Мансур презрительно отзывается о беженцах-мужчинах, перебирающихся из юго-восточной Украины в Россию: «Вместо того чтоб защищать свой дом, они бегут. Они даже не бабы, они хуже баб. Те как раз зачастую ведут себя как храбрые мужчины».
Тут Мансуру трудно возразить. Помимо суровых мужиков, в отряде есть три молоденькие девушки. У них отдельная небольшая комната, они долго ищут балаклавы, прежде чем позволить снять себя на видео. Наконец, натянув маски, рассаживаются. Обычные девчонки, они повторяют уже набившие оскомину фразы про необходимость защищать свою землю, про невозможность находиться в стороне от этих трагических событий и прочие патриотические штампы. Кажется, что они просто немного авантюристки, которым надоела пресная провинциальная жизнь. Они, скорее, просто живут при батальоне, не втягиваясь в мужскую кровавую работу. По крайней мере пистолет они собирают-разбирают так, что присутствующий при этом заместитель Мансура, огромный парень из терских казаков, досадливо крякает: «Ну все, девчата, теперь до поздней ночи будете тренировать сборку-разборку».
Ария московского гостя
Главным политическим событием дня было возвращение Дениса Пушилина из Москвы. Его пресс-конференцию назначили на семь вечера. В свое время на него было совершено два покушения, погибли его заместитель и охранник. Об этой истории в городе говорят разное, официально: «За этим стоит киевская фашистская хунта». Но выдвигают версии и о разборках внутри руководства Донецкой народной республики, и о том, что это месть Рината Ахметова. Мол, Пушилин был его креатурой, но потом пошел против своего создателя. Кто-то говорит даже об инсценировке. Как бы то ни было, после покушений Пушилин надолго уехал в Москву, даже поползли слухи, что с концами, больше не вернется. Однако он вернулся.
В ожидании пресс-конференции я слоняюсь по зданию обладминистрации и пытаюсь выяснить нынешний статус Пушилина.
— Он кто?
— Глава правительства.
— А тогда кто же такой Александр Бородай?
— Он премьер-министр.
— А какая разница между главой правительства и премьер-министром?
На этот вопрос мне никто так и не дал вразумительного ответа.
Пресс-конференция была удивительно краткой. Пушилин доложил, что проводил в Москве политические консультации. Уровень консультаций ограничивался встречами с советниками топовых чиновников, но не с ними самими. Помимо советников он встречался еще и с депутатом Жириновским.
Глава правительства посетовал на то, что Александр Дугин, считающийся в Донецке главным идеологом, был уволен из МГУ за украинофобские высказывания. Поблагодарил непризнанное государство Южную Осетию за то, что признало непризнанное государство Донецкую народную республику. А под конец сообщил, что пора менять систему, при которой местные коммерсанты платят налоги в Киев. По словам Пушилина, предприятия тех бизнесменов, которые откажутся сотрудничать с Донецкой народной республикой, будут национализированы. В качестве первого кандидата на национализацию он назвал Рината Ахметова (сразу вспомнились неофициальные версии покушения на Пушилина). Он даже рассказал, по какой схеме будут национализировать предприятия. 51% — государству, 20% — трудовому коллективу, а остальное — заинтересованным лицам, контролирующим рынки сбыта».
Также, издание в своём репортаже описало ход событий прошлой ночи в Донецке, когда автобус с российскими журналистами попал под обстрел.