Морозный полдень четвертого декабря выдался для бойцов Нацгвардии, охраняющих правый берег Северского Донца, предельно жарким. «Грады» боевиков ЛНР «обработали» позиции 34-го блокпоста, поздравив наших бойцов с приближавшимся праздником — Днём Вооруженных сил Украины.
В районе между Славяносербском и Золотым пролегает условная граница между территориями, контролируемыми Украиной с одной стороны и вооруженными до зубов группировками ЛНР — с другой. Трасса, называемая в народе Бахмутской, стала местом постоянных нарушений «перемирия». Здесь пророссийские боевики отрабатывают навыки ведения артиллерийских обстрелов из минометов, приправляя их залпами из систем БМ-21.
Борьба за «Бахмутку» (автодорога, которая пролегает между городами Луганском и Горским) не прекращается, и боевики продолжают попытки прорваться к реке. Но их путь стойко преграждают блокпосты Вооруженных сил и Национальной гвардии Украины, принимая удары артиллерии на себя. К сожалению, это не мешает приверженцам «русского мира» обстреливать Крымское, Трехизбенку и другие прилегающие поселки, оказавшиеся на линии огня.
На следующий день после обстрела 34-го блокпоста, нам удалось побывать на этой высоте, которую сами добровольцы Нацгвардии с долей горечи в голосе называют «Грозовыми воротами».
Раннее утро. Мороз в -25º на продуваемой высоте чувствуется еще сильнее. Даже просто находиться на воздухе при такой температуре – испытание не из легких. Нести службу с оружием в руках, будучи готовым к неожиданной атаке противника, — задача иного порядка. Но парни в разношерстной военной форме особо не жалуются, делая все, чтобы быть готовыми к такому ходу событий.
По приезду нас сразу приглашают отведать утренней каши. Как всегда, солдатский завтрак простой, но очень вкусный. Отказываться глупо.
— Жизнь у нас такая… Я три года на флоте отслужил, – говорит боец, угощая нас горячей перловкой, приправленной овощами. – Не думал, что через 23 года снова оружие возьму в руки.
После завтрака — экскурсия: быстро пробегаемся по ряду заснеженных окопов, знакомясь с условиями жизни гвардейцев.
Покрытые инеем орудия труда — лопаты и бензопилы, элементы экипировки — перчатки, сапоги, оставленные сушиться и забытые на морозе, и отдельное вооружение на скрытых огневых позициях отблескивают под лучами утреннего солнца.
Замерзшие стены окопов и крыши блиндажей добавляют ощущения холода, пробирающего до костей. А вот по бойцам это не сильно видно.
Один из служащих просит обратить внимание на зимнюю форму, выданную государством.
— На парад идти – хороша, на дембель — тоже. А вот при таких условиях каждый одевается как может. Форма тяжелая, холод притягивает. Вроде бы нас одели, но она не практична. Был я на первом задании при -4º, так до утра еле достоял. Воевать в ней нельзя, поэтому все и ходят, в чем могут.
— То, что надо – добудем, то, что надо – возьмем, – не унывая замечает боец и показывает нам обустройство в тесных, но теплых блиндажах, называя один из них «однокомнатной квартирой».
Бойцы стараются обеспечить себя всем необходимым и автономным. Что-то из здешних вещей приобретено родственниками и друзьями бойцов, другое — привезено волонтерами. Да и сами гвардейцы не остаются без дела – покупают инструменты и детали, чинят технику, ищут решения, чтобы сделать свой быт более удобным.
Ведь путь до ближайшего населенного пункта совсем не выглядит безопасным. В частности, на дорогу, ведущую в поселок, попал снаряд от «Града», разворотив землю. Теперь воронку приходится объезжать по обочине. Легковая машина с такой задачей справится с трудом, а вот КрАЗу это дело по плечу.
Обстрел 4-го декабря был не первым после того, как рота НГ заняла свою новую позицию. Пару недель до этого боевики «поздравили» украинское подразделение с первым днем пребывания здесь залпом из «Града». Потерь удалось избежать. По словам военных, их спас Бог, за что они ему очень благодарны.
— Многие испугались, а многие поняли, что это прилетел «Град» не совсем от врага. В этом мире нет врагов, есть люди, которые ошибаются, – говорит один из бойцов.
– Просто тот, кто считает своего ближнего врагом, тот сам ошибается, – разъясняет голубоглазый украинский «каратель», как его нарекли бы в соседнем государстве, которое в очередной раз перестало быть для нас братским.
— Когда дают, мы берем, когда бьют – отвечаем, – подводит итог наш экскурсовод.
Темнеет рано — часа в четыре вечера. Где-то слышны перестрелки — одни ближе, другие — дальше. К этому здесь уже все привыкли. В сумерках на расстоянии нескольких километров видны короткие яркие вспышки от разрывов снарядов, сопровождаемые осветительными ракетами. Иногда, по словам бойцов, можно заметить и беспилотники противника…
— Главное — это отстоять украинскую землю, не дать агрессору развязать войну на еще большей территории нашей страны, — уверены бойцы.
Да, кстати, сам День Вооруженным сил Украины для наших бойцов незамеченным не прошел. Боевики не забыли и «поздравили» их очередной порцией «Градов».
Милан Зайцев для Informator.lg.ua
Журналисты Informator.lg.ua также подготовили фоторепортаж и видеосюжет о быте Национальной гвардии на «Грозовых воротах».