Самопровозглашенные Луганская и Донецкая «народные республики» продолжают активно создавать видимость государственного строительства. Порой их потуги выглядят совершенно комичными и наивными, а иногда вызывают полнейшее недоумение. «Правительство» уже рапортовало о создании милиции и системы здравоохранения, параллельно — активно выстраивается «административная властная вертикаль»…. Теперь настала очередь и «возрождения» бизнеса.
«Министерство дани и податей»
Недавно сепаратисты всерьез задумывались над созданием собственной финансовой и банковской системы. 8 декабря они отрапортовали об учреждении комитета налогов и сборов. «Министр финансов» луганских террористов Евгений Мануйлов заявил, что в первую очередь комитет займется инвентаризацией работающих предприятий «республики», чтобы в ближайшее время начать сбор налогов.
При этом сами террористы признают, что нормативно-правовая база налогообложения фактически еще не создана. Непонятно также, в каком виде будет сдаваться налоговая отчетность.
Однако сепаратисты полны оптимизма: наконец у них может появиться реальный источник пополнения бюджета «молодой республики».
К тому же, кто мешает боевикам взять на вооружение передовой опыт «братской ДНР», где предпринимателей уже обложили «данью»? Хотя, и в этом «государстве» с налогообложением также не все гладко – в налоговой отчетности царит хаос, популистская отмена НДС привела к усложнению механизмов сотрудничества с украинскими предприятиями, не решен вопрос с земельным налогом, непонятно, в какой форме и каким образом сдавать налоговую отчетность и многое другое.
Мы наш, мы новый мир построим…
По состоянию на начало сентября в Донбассе было разрушено около 600 предприятий. Такую цифру назвал председатель Государственной фискальной службы Игорь Билоус. По его данным, в Луганской области было уничтожено около 200 компаний. Чиновник подчеркнул, что это только те предприятия, которые были разрушены физически.
В сложившейся ситуации не приходится говорить ни об экономическом развитии подконтрольных террористам территорий, ни о каком-либо стабильности.
То, что пришлось и приходится переживать представителям малого бизнеса – отдельная тема для разговора. На начальном этапе «становления молодых республик» боевики беспощадно грабили все, что попадалось им под руку: от продуктовых магазинов и аптек до автосалонов и ремонтных мастерских. Однако, за «революционной» эйфорией, охватившей люмпенов ранее, пришло горькое похмелье – обещали развивать «экономику молодой республики», а развивать, по сути, нечего. Предприятия разрушены, разграблены, вывезены, кооперационные связи разорваны и в нынешних условиях не подлежат восстановлению.
До того, как Луганск и соседствующие с ним территории стали «краем победившего сепаратизма», местные жители, благодаря работе политтехнологов и пропагандистов, в большинстве были убеждены, что индустриальный Донбасс буквально «кормит» всю Украину. В реальности все давно обстояло иначе: угольные предприятия существовали за счет внушительных государственных дотаций, крупные производства – металлургия, машиностроение, химпром – давно находились на грани выживания, регулярно сталкиваясь с проблемами высокой себестоимости продукции, отсутствием рынков сбыта.
Ежегодно проводимые властями Луганщины инвестиционно-экономические форумы, куда приглашали большое количество потенциальных иностранных инвесторов, не приносили особых результатов: вкладывать деньги в технологически отсталый регион с ветхой инфраструктурой и коррумпированными властями желающих было немного.
Некоторое оживление в экономическую жизнь региона вносили незаконная добыча полезных ископаемых, а также — контрабандисты, наладившие тесную связь с российскими коллегами.
Мелкий и средний бизнес зачастую выживал в экстремальных условиях, скорее вопреки созданному инвестиционному климату, чем благодаря ему. Многие предприниматели были вынуждены работать «в тени».
С волками жить – по-волчьи выть
После объявления формального «перемирия» на подконтрольную боевикам территорию стали возвращаться многие, ранее покинувшие ее, граждане.
Как рассказал нам луганский предприниматель Денис Ильницкий (фамилия изменена), занимающийся реализацией и сервисным ремонтом электроинструментов, в последние недели в областном центре, как это ни странно, заметно выросла экономическая активность – многие предприниматели пытаются возобновить свою деятельность.
Наш собеседник отмечает, что в июне-июле его отношения с сепаратистами складывались достаточно сложно. Не вдаваясь в подробности, Денис дает понять, что тогда террористы нанесли серьезный материальный ущерб его делу, «национализировав» значительное количество товаров, однако сейчас проблем с «новой властью» у него не возникает.
Также Денис рассказывает, что для возобновления коммерческой деятельности в Луганске ему пришлось пройти «госрегистрацию», которая, фактически, мало чем отличалась от государственной регистрации в рамках украинского законодательства – то же обивание порогов различных инстанций, да и список необходимых для регистрации документов похож.
1 декабря на официальном сайте «ЛНР» было опубликовано интервью «начальника Регистрационного отдела республики» Валентины Колпаковой, в котором она подробно рассказывает, какие документы необходимы для регистрации физического, юридического лица или общественного формирования, и в какие сроки происходит регистрация. Также в данном материале сообщается, что в течение октября-ноября «госрегистрацию» прошли 112 юридических лиц, 39 общественных формирований и 2376 физлиц-предпринимателей.
Пресс-центр сепаратистов рапортует, что желающих зарегистрировать свой бизнес в «республике» с каждым днем становится все больше.
Задача – выжить
«Конечно, с довоенным уровнем не сравнить, но могу сказать, что бизнес понемногу возвращается в Луганск. Объяснить это можно, наверное, тем, что кроме опасности, люди видят в сложившейся ситуации еще и возможность расширить свое влияние: сложно назвать отрасль, в которой на сегодня у нас была бы сколько-нибудь ощутимая конкуренция. Правда, и покупательная способность населения невелика. Мои знакомые, те, кто сейчас решили восстанавливать свой бизнес в Луганске, рассчитывают, что скоро «все наладится», – рассказывает Денис. – Знаю пару человек, которые летом выехали на «большую Украину», а сейчас вернулись в Луганск и пытаются возрождать свой бизнес. Якобы они даже получили гарантии, что впредь их трогать не будут».
5 декабря на заседании «Совета министров» «глава ЛНР» Плотницкий заявил, что бизнес на территории «молодой республики» должен получить государственную поддержку. Террорист поведал, что в последнее время к нему лично и на «горячую линию» пресс-центра «ЛНР» обращаются предприниматели, на которых осуществляется давление со стороны разного рода псевдогосударственных или незаконных военизированных структур. Плотницкий пообещал разбираться с такими сигналами: «Никакого давления на предпринимателей не будет! Бизнес должен развиваться в нормальных условиях», — подытожил «руководитель республики».
Как видим, сепаратисты, — от рядовых ополченцев, не гнушающихся рэкетом и грабежом, и до руководства «республик» — уделяют бизнесу немало внимания.
А позаботилось ли о защите предпринимателей, оказавшихся в зоне АТО, государство Украина?
Форс-мажор по-лугански
Не следует забывать, что, помимо прочего, луганские предприниматели, продолжающие работать на оккупированных боевиками территориях, как и прежде, перечисляют налоги в государственный бюджет, хотя с этим и возникают сложности по объективным причинам.
Еще летом отечественные законотворцы планировали предоставить бизнесу в «мятежных» регионах «налоговые каникулы» на время проведения антитеррористической операции. 26 июня соответствующий законопроект зарегистрировала нардеп Александра Кужель.
Однако, полноценные налоговые каникулы так и остались несбыточной мечтой луганских бизнесменов. Все, что они получили – возможность избежать штрафных санкций за несвоевременную подачу налоговой декларации.
С 24 ноября вступил в силу Закон Украины «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции». Согласно данному документу, ТПП Украины и региональные торгово-промышленные палаты при обращении предпринимателя, находящегося в зоне проведения АТО, подтверждает факт наступления обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажоров) и выдает соответствующий сертификат, который позволяет субъекту экономической деятельности «не нести ответственности за несвоевременное исполнение обязательств в сфере внешнеторговых сделок и международных договоров Украины, сельскохозяйственных отношений, налоговых отношений, заключенных договоров и контрактов» и так далее.
Наличие выданного и заверенного ТПП сертификата о форс-мажорных обстоятельствах не освобождает субъектов хоздеятельности от обязательств, а лишь позволяет им продлить предельные сроки подачи налоговой декларации, получить отсрочку выплаты, списать начисленные ранее штрафные санкции, признав их безнадежными.
Еще одной «приятной» неожиданностью для луганских бизнесменов стало то, что право на выдачу сертификата фактически реализуется только ТПП Украины. Поэтому, для того, чтобы получить «отсрочку» по выплате налогов, предпринимателю из зоны АТО нужно, собрав необходимый пакет документов, посетить ТПП Украины, где ему будет выдан «сертификат о форс-мажоре».
Сотрудники ТПП Украины отказались комментировать «Информатору» ситуацию с выдачей сертификатов и порекомендовали обращаться к ним в письменном виде.
Таким образом, на сегодня луганский бизнес работает «на свой страх и риск», находясь, фактически, в подвешенном состоянии – с одной стороны – боевики, которые требуют перерегистрироваться и платить налоги «молодой республике», с другой – государство, которое также не отменяло налогообложение и требует подавать налоговую декларацию. По мнению нашего собеседника, Дениса, очевидно, что луганский бизнес будет «уходить в тень» – по-другому просто не выжить. И хотя предприниматели «республики» во многом настроены оптимистично, можно с уверенностью сказать, что на сегодня мелкий и средний бизнес в регионе стоит одной ногой в могиле, а объективных предпосылок для изменения ситуации пока нет.
Алексей Кравченко для Informator.lg.ua