Недавно я познала Вечность. Дело было так: я пошла за хлебом и выстояла за ним очередь. Те луганчане, в чьем районе магазины после бурного лета так и не открылись, и на несколько кварталов работает одна продуктовая лавка, меня сейчас поняли и зауважали. А те, у кого все чики-пуки, знайте: мы, познавшие Вечность, вас не любим.
В нашем местном магазине три отдела. В одном продается водка, во втором печеньки и свекла, а все остальное можно купить в третьем. Если, конечно, у тебя не слабое сердце, имеется сила воли и стремление к победе. И если на полпути ты не плюнешь на это «все остальное» и не пойдешь домой пить водку и закусывать печенькой.
Очередь за хлебом, мясом-молоком, пельмешками, кошачьим кормом и макаронами окунает стоящих в ней в модную нынче атмосферу начала 90-х. Она такая же длинная. И такая же безкомпромиссная и жестокая.
Мы с собакой несколько раз прошли мимо, изображая безразличие. Потом прицелились и заняли место. Вначале было достаточно непринужденно: всех заинтересовал мопс, толпа начала давать советы по кормлению, уходу и вязке с кобелями. Потом несколько минут внезапной тишины со спонтанным флеш-мобом «ткни соседа локтем». Поговорили о солдатах украинской армии и сепаратистах. И тех, и других особо никто не любил, поэтому и говорить о них как-то быстро прекратили. Перешли к президенту. Я, правда, прослушала, какой страны, но по контексту появились догадки. Его тоже не любили, но гораздо сильнее и аргументированее, чем ребят с автоматами, поэтому продавщица сделала хмурое замечание: «Имейте совесть, здесь же дети есть!» Снова пару минут тыкали друг друга локтями.
Напряжение росло, пока одну старушку не озарило: «Валидол вторую неделю в аптеку не завозят!» Начались дебаты. Я чувствовала напряженное дыхание в затылок. От этого волновалась и напряженно дышала в затылок тем, кто стоял впереди. Есть такой фильм: «Человеческая многоножка». Не смотрите его, лучше приезжайте к нам в гости.
Меня разбудили, когда подошла моя очередь. Список необходимых продуктов был составлен дома заранее – исписанная мелким почерком бумажка, которая как хрустальный бокал разбилась о реальность. Спросонья, под суровым взглядом продавщицы я выдавила из себя: «Хлеб», — осознала торжественность момента, почувствовала ненависть очереди к своей персоне и добавила: «Колбасу и сметану!»
Мне вручили пакет с сосисками и майонезом, доверительно сообщили, что есть свежий творог и отпустили во взрослую жизнь. Хлеба не было.
Вчера была в другом районе города, где есть несколько магазинов и целый рынок. Там есть все, кроме очереди. Я сначала растерялась, начала метаться, строить планы закупок, планировать с чего бы начать. Купила пачку желатина и поехала домой. Сейчас здесь нужно задвинуть какую-нибудь мораль, но я не буду этого делать, так как мне еще в магазин идти надо, а до его закрытия всего три часа остается.
Даша Тундра для Informator.lg.ua