«Бог подаст». Соцвыплаты вынужденным переселенцам и незаконные отказы чиновников

Правозащитники, оказывающие юридическую помощь вынужденным переселенцам с востока Украины, утверждают, что каждый день сталкиваются с неправомерными отказами в выдаче адресных выплат.

По данным министерства труда и социальной политики Украины, к декабрю ежемесячная адресная помощь переселенцам на оплату коммунальных платежей назначена 196-ти тысячам семей. 136 тысяч семей уже получили первые выплаты.  Однако только официально зарегистрировавшихся семей переселенцев насчитывается почти полмиллиона. Сколько из этих людей просто не обратились за помощью, а скольким отказали в поддержке, статистика министерства молчит.

Отказ в помощи: по закону и нет

«Законных причин отказать в адресной помощи, только три: наличие жилья у вашей жены или мужа на неоккупированной территории Украины, депозитный счет в банке свыше 12180 гривен на ваше имя и владение двумя или более автомобилями на семью. Также, в соответствии с законом адресная помощь не может превышать более 2400 гривен в месяц на всю семью», – рассказывает юрист волонтерской инициативы Восток-SOS Ольга Аношкина.

По словам Ольги, несмотря на это, чиновники выдумывают десятки причин, чтобы не выплачивать социальную помощь.

«Один из распространенных поводов для отказа – регистрация переселенца на новом месте. Якобы если человек зарегистрировался по новому адресу, невозможно доказать, что он проживал в зоне АТО. Хотя проверить это можно, к примеру, по месту, где он был трудоустроен или по школе, куда ходил ребенок. Но чиновники минсоцполитики ленятся или сознательно не хотят заниматься этой работой», – рассказывает Ольга Аношкина.

По ее словам, чиновники часто отказываются принимать заявления о предоставлении выплат, требуя документы, не предусмотренные законом.

«Справки из ЖЭКа о том, что вы действительно живете по указанному адресу, договор аренды жилья, письменное согласие владельца, печать миграционной службы на заявлении и многие другие бумажки, которые требуют чиновники, совершенно не нужны, чтобы оформить социальные выплаты. В соответствии с постановлениями Кабмина 505 и 509, вам необходимо предоставить паспорт, идентификационный код, справку о том, что вы стали на учет как переселенец, номер расчетного счета, на который будет приходить помощь. Если есть дети, то их свидетельства рождения и свидетельство о браке, но только в том случае, если вы в нем состоите», – говорит юрист.

Отдельная проблема, по словам правозащитницы, – это отказы людям, живущим в городах, где, по мнению чиновников, не проводится АТО.

«Чиновники ссылаются на постановление Кабмина, где перечислены населенные пункты, в которых, как считает правительство, проходит АТО. Однако количество городов и сел, где действительно идет война, намного больше. К примеру, в Попасной, реально стреляют. Из-за боевых действий там не выдаются пенсии и другие выплаты. Люди выезжают, убегая от войны, а им говорят: «Вам выплаты не положены, там, где вы прописаны, АТО нет», – рассказывает Ольга Аношкина.

По словам Ольги, такие отказы незаконны, так как Антитеррористический центр при СБУ определил зону проведения АТО — Луганская и Донецкая области без исключений. Если вам незаконно отказали в выдаче социальной помощи, правозащитница советует требовать письменный отказ с указанием причины. И с помощью юристов составить жалобу на действия чиновников.

Мать героиня без права на выплаты

Андрей и Светлана вместе со своими семью детьми уехали из родного Луганска в конце мая.

«Сначала нас приютила одна школа в Одессе. Спали на полу, на матах, кушали в школьной столовой – дёшево и сердито. Много помогали друзья и просто незнакомые люди. Свое пребывание в спартанских условиях воспринимали оптимистично, как затянувшийся отпуск, и не теряли надежду на возвращение. С приходом осени и нового учебного года из школы пришлось выехать», – рассказывает Светлана

По её словам, два старших сына — Андрей и Игорь — перевелись из Луганского политехнического колледжа в Кировоградский вуз и поселились в общежитии. Сама же Светла с мужем и остальными детьми делят пятикомнатный дом с еще тремя семьями.

«Места нам хватает, но дом дорогой и холодный, а это плохо для маленьких. Сбережения, на которые мы живем, уже заканчиваются. Доход от работы, которую нашел муж, не покрывает даже плату за аренду дома», – говорит Светлана.

111

В отделе Минсоцполитики ей отказали в социальной помощи. Светлана честно указала в анкете, что ее семья владеет двумя автомобилями.

«Мало того, что помощь на семью ограничивается 2400 гривен в месяц, без учета количества детей, так нам отказали даже в этом. Мы выехали из Луганска на нашей семейной машине, вторую – машину мужа, оставили.  Самому маленькому – Вите, не было тогда еще и года, и у меня просто были заняты руки, чтобы сесть за руль. Сейчас возвращаться опасно. Так, что продать или пользоваться ею мы не можем. Никакой другой поддержки, от государства, мы не получаем. Статус «Матери героини» обеспечил бы нам  12800 гривен единоразового пособия и ежемесячные выплаты. Но он дается, когда пятому ребенку исполняется восемь лет. Моей пятой – Маше – будет восемь, только в августе», – рассказывает Светлана.

Несмотря на сложную ситуацию, в которой оказались переселенцы, государство не может помочь многодетной семье.

По словам начальника управления Минсоцполитики по организации социальной защиты пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций Сергея Марущенко, министерство не имеет права помочь семье Светланы.

«Чтобы решить эту проблему надо изменить нормы 505-го и 509-гопостановлений кабмина.  Мы проводим регулярные встречи с представителями переселенцев и волонтерских организаций. По итогам этой работы в постановления будут внесены необходимые правки», – сказал он.

Новые правила и неизвестные сроки

Как говорит правозащитница волонтерской инициативы Восток-SOS и член рабочей группы по внесению изменений в постановления Александра Дворецкая, общественники будут добиваться отмены нормы о двух автомобилях.

«Логика государства понятна – продайте одну машину и живите на эти деньги. Но такой подход не учитывает, что огромное число машин, находящаяся в реестре, либо уже «отжата» боевиками у законных владельцев, либо находится на небезопасной территории», – говорит она.

По словам правозащитницы, рабочая группа также будет вносить изменения, позволяющие переселенцам из прифронтовых городов и сел, претендовать на адресную помощь.

«Министерство пытается уменьшить количество выплат за счет исключения людей без украинского гражданства. Мы же настаиваем, что любой человек, покинувший свой дом из-за АТО, имеет право на поддержку. Также мы добиваемся, чтобы в случае отказа в выплатах, чиновники обязательно указывали причину. Тогда решение можно оспорить. Кроме этого, мы разрабатываем отдельное постановление по компенсациям за разрушенное жилье. Оно должно будет предусматривать выплаты до ста пятидесяти тысяч гривен. Увеличить же максимальную сумму выплат на семью не удастся, как минимум до принятия нового бюджета», – рассказала Александра Дворецкая.

По ее словам, в части изменений, касающихся непосредственно выплат, Министерство финансов намеренно затягивает процесс внесения правок. Поэтому пока нельзя сказать, когда точно начнут действовать новые нормы.

Денис Мацола для Informator.lg.ua