Горячо мною любимый ученый Лев Гумилев утверждал, что история народа во многом зависит от ландшафта местности, в которой этот народ проживает. И еще она зависит от пассионариев – людей, наделенных необычайной активностью в стремлении к своим целям. Если пассионария в детстве сверстники не забили сандаликами в песочнице, из него вырастает личность, как это сейчас принято называть, харизматичная. Такой человек способен не только сам идти к цели, но и вести за собой народ. Все эти наполеоны, сталины – типичные примеры.
При этом пассионарий вовсе не обязан мыслить рационально и иметь конкретную цель. Он слишком увлеченный человек, чтобы зацикливаться на подобных мелочах. Вот Македонский, например. Шел захватывать Малую Азию. На кой черт ему Египет сдался? Ведь какой-то особой угрозы эта страна на тот момент не представляла, отелей пятизвездочных в ней еще не было, а дайвинг в те времена имел исключительно практические цели и великого полководца не увлекал. Кроме того, его пятитысячной кавалерии пришлось сделать огромный крюк, чтобы добраться до Египта и наделать там шороху. Я уже не говорю о пехоте, которая в десять раз превышала кавалерию, и которой повезло еще меньше. Если во время этого похода какой-нибудь солдат ночью, пока остальные его соратники спали, и смотрел на звезды, думая: «Что мы здесь делаем?», то он точно не был пассионарием.
По большому счету Македонский завоевал Египет просто так. Ну, чтобы два раза не ходить. Взбудоражился в Сирии и не смог сдержать силушку свою богатырскую.
Опять-таки, согласно Гумилеву, ландшафт Египта тоже мог сыграть не на руку египтянам. Македонского все эти пески, пустыни, просторы и пирамиды (думаю, за давностью лет они вполне имеют право считаться ландшафтом) могли манить как сладкоголосые сирены. Ну, а он, как всякий воин, мужик простой – пришел, вывесок all inclusive не увидел, расстроился, победил, ушел.
У нас на Донбассе пустынь нет. Но местность в целом степная, просторная. Издавна здесь любили веселиться непоседливые казаки. А вместо пирамид у нас терриконы. То есть, мы во многом похожи на Египет. На нас грех не напасть и не завоевать. И грех нас не поосвобождать от тех, кто напал, а потом поосвобождать от тех, кто нас освобождает. В общем, я удивлена, как на такой лакомый кусочек как мои родные земли, до сих пор никто глаз не положил.
И вот, весной 2014 наступила историческая справедливость.
Македонский завистливо курит, взирая с небес на то, что творится на земле Донбасской. Эх, Александр, не туда ты ребят в 332 до н.э. повел! Не туда.
Зря мы думали, что перевелись в наше время пассионарии. За эти годы их столько накопилось! А еще больше накопилось, той самой гиперэнергии, которая и так бьет из них ключом.
Цель македонских часто иллюзорна и неясна. Зачастую ее придумывают политические аналитики и историки. По телевизору любят рассуждать, почему над нашими головами летают снаряды. Эти люди в тихой, уютной атмосфере студии сопоставят все аргументы и факты и непременно докопаются до истины. Поделятся с нами своими тайными знаниями. Чтобы мы были в курсе и имели в виду. Нам от этого станет легче. Серьезно, без шуток. Когда тебе объясняют, кого надо ненавидеть, страх и стресс гораздо легче пережить. Ты используешь свою ненависть как громоотвод. И она идет в мир. Ею заражаются те, кто рядом. Заражаются и заряжаются ненавистью. Это как венерическое заболевание – каждый подхватить может. Вот только с последним обычно стыдливо идут к врачу, а ненависть сегодня, почему-то, модно выставлять напоказ, кичиться ею.
К нам как в Мекку тянутся пассионарии, ведя за собой толпы народа и боевой техники. Ландшафт здесь такой соблазнительный. И мало кого смущает, что на этом ландшафте стоят дома, в которых стучат сердца тысяч людей. Стучат тревожно, учащенно, но этого не слышно за автоматными очередями и взрывами снарядов. Зато снаряды за все это время очень неплохо изменили наш ландшафт. Поверьте, он стал куда менее привлекательным. Может, вот-вот кто-то обратит на это внимание? Ну, то есть, может кто-нибудь посмотрит на нашу искалеченную землю, пропитанную кровью, и скажет: «Эй, ребята! Что мы тут делаем? Пошли по домам!». Но, боюсь, этот человек вряд ли окажется пассионарием…
Даша Тундра для Informator.lg.ua
Фото Александр Букреев