Непропускная система. Взгляд волонтеров на проблему эвакуации из зоны АТО

Введенная 21 января пропускная система на «линии разграничения» запирает мирных жителей в зоне боевых действий. Кроме того, она мешает волонтерам доставлять гуманитарные грузы, даже на подконтрольные Украине территории. Активные боевые действия требуют проведения масштабной государственной эвакуации в зоне АТО. Об этом 29 января, в Киеве, в рамках пресс-конференции «Эвакуация мирных жителей: роль волонтеров и государства» журналистам рассказали сами волонтеры.

Посчитайте в людях…

«Из-за возобновления активных боев, ситуацию в зоне АТО можно назвать критической. За вчерашний день только на мой личный телефон поступило около пятидесяти звонков. В Дебальцево нет света, воды, газа. Нет тепла в домах. Практически все магазины не работают. Большинство людей из-за постоянных артиллерийских обстрелов сидят в подвалах.  Прекратили работу практически все коммерческие перевозчики. Желающих выехать, только по Дебальцевскому направлению, около десяти тысяч. Силами волонтеров там было вывезено 45 человек, это капля в море», — рассказывает координатор Гуманитарной миссии помощи мирному населению зоны военного конфликта, глава ГО «Пролиска» Евгений Каплин.

Полностью согласны с его оценкой ситуации и другие волонтеры.

«Наша горячая линия заработала несколько дней назад. О ней никому не было известно. И даже на нее, за один день было двести заявок. Звонят люди, очень хотят уехать. Они продали уже все, что можно продать. Часто по полгода сидят в подвале – без еды и денег. Есть заявки и по тридцать человек, так что если считать не в звонках, а в людях, это будут тысячи», — рассказывает волонтер организации «Станция Харьков» Ева Гукалова.

По мнению волонтеров, ситуацию может исправить только крупномасштабная эвакуация, организованная государством. Однако несмотря на ухудшение ситуации на фронте, власти даже не декларировали подобного намерения.

«Даже на подконтрольной Украине территории, государство фактически отсутствует. Нам не известно ни об одной эвакуации проведенной властями. Между тем, сил волонтеров не хватает, даже чтобы покрыть одну сотую от необходимого количества», —  говорит Евгений Каплин.

Как считает активистка организации «Восток-SOS» Александра Дворецкая такая позиция властей неминуемо приведет к увеличению количества жертв среди мирного населения – женщин, стариков и детей.

«Первые переселенцы появились еще в марте, когда начали выезжать крымчане. Волонтеры думали, что они закроют дыру на пару месяцев, пока государство раскачается. Но мы видим, что власти до сих пор ничего не делают для вывоза и расселения людей. Без системной программы эвакуации мы будем  вынуждены каждый день читать все новые сводки о том, сколько мирных людей погибло в этот раз», — считает Александра.

В концлагере было лучше

По словам директора Всеукраинской благотворительной организации «Турбота про літніх в Україні» Галины Поляковой,на неподконтрольной территории  находятся восемнадцать психо-неврологических диспансеров и домов престарелых с пожилыми, больными людьми. Часто эти люди не способны передвигаться самостоятельно. Количество постояльцев этих учреждений составляет около четырех тысяч человек.

«Кормят их один раз в день. В этих домах престарелых есть жертвы нацизма, узники концлагерей, угнанные на работы в Германию, ветераны Второй Мировой. Им по 85-90 лет. Мы созваниваемся и нам говорят: «Мы были в немецком концлагере, нас кормили три раза в день, теперь нас кормят один раз в день». Это совершенно немощные люди, они лишены возможности по шесть часов стоять в очереди за гуманитаркой. Бывает, их выталкивают из очереди. Нам известно о случаях голодной смерти», — рассказывает Галина Полякова.

По словам Галины собрать деньги на продукты и довезти их до этих учреждений очень тяжело. А с введением пропускной системы это стало фактически невозможно.

«Мы не можем позволить, чтобы в двадцать первом веке наши граждане умирали от голода в центре Европы. Все мы когда-нибудь умрем… Но ведь не так?», — вопрошает Галина Полякова.

Велено не пущать

Власти не только не эвакуируют людей, но и препятствуют волонтерам вывозить мирное население и доставлять гуманитарные грузы в зону АТО.

«На наш телефон за двое суток поступило более полутора тысяч заявок на выезд, но с введением пропускного режима нас просто перестали туда пускать», — рассказывает волонтер организации «Славянское сердце» Наталья Киркач.

По мнению Натальи существует негласный запрет на ввоз гуманитарных грузов на неподконтрольную Украине территорию.

«Даже если мы везем полный пакет документов – волонтерский договор, материальное соглашение с волонтером, все сертификаты качества и так далее – нас все равно разворачивают. Мне не хочется думать ничего плохого, я надеюсь, что это просто несогласованность властей и армии. Но на данный момент гуманитарная помощь на неподконтрольную территорию поступает только из России», — рассказывает Наталья Киркач.

Евгений Каплин утверждает, что доставить гуманитарный груз проблематично и на контролируемую Украиной часть Донбасса.

«Еще до официального введения пропускного режима, около месяца назад на контрольно-пропускном пункте Артемовск, появилась таможенная служба. Стали требовать предоставить полный пакет документов на «гуманитарку». Начали запрещать проезд на крайние рубежи подконтрольной Украине территории. Даже если есть все нужные бумаги. Непонятно по какому праву, за пятьдесят километров от линии размежевания меня останавливает таможня и решает, проезжать мне или нет!», — возмущается Евгений Каплин.

По словам волонтера, собрать полный пакет документов на гуманитарный груз очень тяжело.

«Когда бабушка нам приносит банку консервов, она не приносит с этой банкой чек и сертификат качества, который у нас требуют», — объясняет он. 

Причин для эвакуации нет?

«Два, три блокпоста проезжаем, потом нам говорят: разворачивайтесь и езжайте обратно», — рассказывает о своем знакомстве с пропускной системой волонтер благотворительного фонда «Инва-SOS Восток» Евгений Струков.

Евгений занимается эвакуацией и расселением людей с ограниченными возможностями. Оказывает помощь детским домам, интернатам, реабилитационным центрам на неподконтрольных территориях.

«Здоровый человек может сам сесть в автобус и уехать. Люди с ограниченными возможностями и в мирное время никому не были нужны, а сейчас о них просто забыли. Стараемся им помогать, но с введением  пропускной системы мы просто лишены такой возможности. Люди которые к нам обращаются – лежачие, на инвалидных креслах. Они не могут приехать на блокпост или подать заявление. Поэтому, большая просьба к нашему государству: упростить процедуру выезда хотя бы для инвалидов первой, второй, третьей группы и членов их семей которые заняты их обслуживанием», — просит Евгений Струков.

Волонтер говорит, что в связи с введением пропускной системы переселенцы из неподконтрольных территорий, вынуждены выезжать через территорию Российской Федерации.

«Чтобы попасть из Горловки в Харьков, люди едут с пересадками до Изварино, с Изварино на Ростов, с Ростова на Белгород, а оттуда уже в Харьков», — рассказывает он.

Однако, по словам волонтеров, через Россию люди выезжают, не имея возможности надлежащим образом оформить документы. Что создает проблемы при въезде в Украину, на обратном пути.

По словам Александры Дворецкой, в ответ на ее вопросы о необходимости эвакуации представители власти в приватных разговорах заявляют, что волонтеры нагнетают обстановку и причин для эвакуации нет.

Денис Мацола для Informator.lg.ua

Обсуждение закрыто.

Погода
Погода в Киеве

влажность:

давление:

ветер: