Запланированный волонтерами на 7 февраля вывоз людей из обстреливаемой Попасной оставил у нас горький осадок…
Трудно даже описать обстановку в городе, брошенном на произвол администрацией и нещадно уничтожаемом артиллерией боевиков ЛНР: растерянность, отрешенность, запустение.
Спустя месяц долгожданной тишины, дававшей надежду на начало восстановительных работ, в городе возобновились артобстрелы. Столь жестокие и частые, что судьба самой Попасной стала напоминать участь, пожалуй, самого разрушенного на сегодня города Донбасса – Дебальцево.
Еще 14 января, за день до начала обстрелов, волонтеры общественной инициативы «Восток-SOS» привезли в город гуманитарную помощь для переселенцев с маленькими детьми. Тогда улыбчивая секретарь городского совета Татьяна Лисиченко в беседе с нами рассказывала о надеждах попаснян на мирную жизнь, о планах поиска финансирования для капитального ремонта строений и домов пострадавших от войны. Отсутствие боевых действий и обстрелов – одно из условий для получения зарубежных грантов на восстановление города.
А уже в начале февраля администрация Попасной окончательно выехала в более безопасные места. Город остался без власти, сам по себе. В каком-то роде самоуправление, только печальное и вынужденное. Еще месяц назад здесь искали приют люди, бегущие из «республик», а теперь сами жители Попасной нуждаются в эвакуации.
Районный центр заметно опустел. Каждый день и ночь здесь рвутся снаряды, разрушая инфраструктуру города. При этом оставшиеся коммунальные службы работают, стараясь восстанавливать энергообеспечение и тушить пожары в автономном режиме. Значительная часть города без света, газа, воды и отопления. Мобильную связь отсутствует почти повсеместно. Где-то люди еще живут, большинство же покинуло Попасную либо пытается это сделать.
В поездке принимали участие волонтеры из «Спасем Украину», «Восток-SOS» и Тернопольской правозащитной группы. Заранее удалось связаться с тридцатью жителями, которые пожелали выехать. Им назначили время и место. Приехав четырьмя микроавтобусами, мы разыскали только половину из этого списка.
Немного покрутившись на месте и не найдя желающих уехать, пришлось покинуть Попасную. Два автобуса возвращались пустыми. При этом за час до нас другой волонтерский автобус уже уехал с людьми. Правда, на месте никто не смог дать вразумительного ответа, где и когда должны собираться люди для выезда, и когда будет следующий раз. Так что назад мы возвращались пустыми и с кислыми лицами. Зато 14 человек все-же выбрались в Лисичанск, откуда продолжат свой путь далее.
Работать в такой атмосфере часто кажется бесполезным. Многие в последний момент вдруг решают остаться, говорят: «Нет, сегодня не поедем, может быть завтра». С другой стороны винить жителей в нерешительности нельзя. Независимо от законов и распоряжений, принятых в верхних эшелонах власти, никакой централизованной эвакуации нет и близко.
Информационное сопровождение отсутствует. В административных зданиях работников не сыскать. Активисты уезжают. Волонтерские организации и люди, действующие по личной инициативе, стараются сами наладить вывоз жителей. И тут они натыкаются на сомнения попаснян. Забытые государством, предоставленные сами себе люди не понимают, что делать: оставаться, надеясь, что снаряд не попадет в их дом, или же спасать свои жизни бегством.
Проводя время в подвалах, под разрывы мин и «градов», не имея связи и возможности получить информацию, люди перестают трезво оценивать происходящее. В их сознание вселяется безразличие. И это выглядит очень печально.
Милан Зайцев, волонтер инициативы «Восток-SOS», для Informator.lg.ua