Захват Дебальцево: танки, «грады» и минские договоренности

После номинального прекращения огня с 15 февраля обстановка в районе Дебальцево значительно усложнилась. В последующие дни боевики осуществляли наступательную операцию, в ходе которой город, узловая ж.д. станция и ряд прилегающих населенных пунктов были полностью взяты под их контроль. Выход украинских силовиков из Дебальцево начался 18 февраля. Оставляли свои позиции военные под непрекращающимися обстрелами из минометов и РСЗО «Град».

Коридор из «Градов» и минометов

За эти дни боевики израсходовали тысячи тонн боеприпасов на постоянные обстрелы трассы Артемовск – Дебальцево, соединявшей украинских военных в Дебальцево с внешним миром.

Кроме того, террористы наносили беспощадные удары из минометов, РСЗО и ствольной артиллерии по позициям силовиков и гражданским объектам на территории города и в его окрестностях.

Силовики начали применять артиллерию в ответ только во второй половине дня 16 февраля. На некоторых участках плацдарма тактические группы террористов предпринимали наступательные действия. Также украинские военные отмечали сосредоточение группировок противника, в том числе, ударных, в районе Углегорска.

16 февраля террористы захватили пгт Чернухино, находящийся возле Дебальцево.

Активизировалось наступление террористов утром 17 февраля. Противник взял город в несколько колец обороны. Позже тактические группы террористов, укомплектованные большим количеством бронетехники, ударили по городу с двух сторон. В результате завязались уличные бои на территории города. По информации руководителя группы «Информационное сопротивление» Дмитрия Тымчука, боевики использовали 25 танков и до 35 БМП. Артиллерийскую поддержку наступления осуществляли до 40 орудий ствольной артиллерии и 12 установок РСЗО.

17 февраля журналисты и военные сообщали об образовании в районе Дебальцева нескольких небольших «котлов». Некоторые украинские военные вынуждены были сдаваться в плен. В те же сутки боевики взяли под контроль железнодорожный вокзал в Дебальцево.

За следующий день террористы перебросили в район Дебальцево огромное количество живой силы и техники.

Кроме того, противник продолжал обстреливать трассу между Дебальцево и Артемовском, препятствуя снабжению украинских силовиков. Ответные действия украинских военных были ограниченными из-за недостатка снабжения.

Еще одна причина, по которой удерживать город становилось все сложнее – явная нехватка военной техники, о которой впоследствии говорили многие бойцы.

18 февраля, в соответствии с приказом командования, часть подразделений покинула город.

1 (2)

2 (2)

3

Фото Константина Реуцкого

«Вышли. С боями, через засады, под обстрелами. В больнице более 70 раненых, в морге — более 40 погибших. Вывод продолжается. Дебальцево частично под контролем ВСУ», — написал 18 февраля на своей странице в Facebook луганский правозащитник и журналист Константин Реуцкий, находящийся в зоне боевых действий.

В это время появилось и официальное видеообращение президента Украины. Главнокомандующий заявил, что отведено около 80 процентов военных и боевой техники, операция продолжается.

Один из лидеров боевиков, так называемый «министр обороны ДНР» Владимир Кононов заявил, что украинские военные из Дебальцево не выходят из окружения, а массово сдаются в плен (104 человека за сутки).

Украинский Генштаб на следующий день заявил о 90 пленных и продолжающихся поисках еще 82 бойцов.

Потери украинских военнослужащих за сутки 18 февраля по официальным данным составили 14 человек погибшими и 172 ранеными.

4 (1)

Фото Константина Реуцкого

В ночь с 18 на 19 февраля военные продолжали покидать район Дебальцево. Силовики выходили под беспрерывными обстрелами, которые приводили к серьезным потерям. Снова сообщалось о пленных украинских военных.

Утром 19 февраля пресс-секретарь штаба АТО Анатолий Стельмах отчитался о том, что выход ВСУ из Дебальцево находится на завершающем этапе.

5 (1)

В полуразрушенном городе, который покинуло большинство местных жителей, боевики начали создавать комендатуру.

Главарь «ДНР» Александр Захарченко назначил нового «мэра» города еще 18 февраля. Управлять разрушенным и опустевшим городом будет боевик Александр Афендиков. Он уже рассказывает в эфире российских каналов о планах по «восстановлению инфраструктуры Дебальцево» и «возвращению города к мирной жизни».

Авангардные подразделения боевиков тем временем продолжили двигаться в артемовском направлении – на пгт Луганское. Украинским военным, осуществляющим прикрытие отхода нашей группировки, периодически приходилось вступать в сдерживающие бои. По данным Дмитрия Тымчука, также боевики начали эвакуировать из данного района подбитую и уничтоженную технику.

Вечером 19 февраля Петру Порошенко доложили о выводе из Дебальцево всех украинских военных. Об этом на своей странице в Facebook написал пресс-секретарь президента Святослав Цеголко. В своем посте журналист упомянул руководителя штаба Сектора С, контролировавшего выход военных полковника «Тарана». Офицер сообщил президенту, что покинул город последним, контролируя отход силовиков. Военные заняли позиции в районе Артемовска.

Политическое «эхо» Дебальцевской канонады

17 февраля канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Франсуа Олланд и президент Украины Петр Порошенко в телефонном режиме обсудили нарушение Россией перемирия. Лидеры Германии и Франции призвали Путина использовать свое влияние на боевиков, чтобы вынудить их прекратить огонь.

На следующий день Владимир Путин сообщил, что ситуация в Дебальцево для него была предсказуемой, поскольку информация об окружении украинских войск была еще за неделю.

Также российский президент выразил надежду, что украинское командование не будет препятствовать военным складывать оружие, чтобы сохранить свои жизни. В целом о ситуации Путин выразился следующим образом: «Я бы считал, не нужно на этом зацикливаться».

Вечером 18 февраля состоялось экстренное заседание украинского СНБО. К этому моменту было очевидно, что боевики не собираются выполнять договоренности о прекращении огня. СНБО принял решение обратиться к ООН с просьбой направить в Украину миротворческую миссию. Далее для развития этого сценария необходимо принятие Верховной Радой соответствующего постановления. Также Совет нацбезопасности утвердил изменения в закон «О правовом режиме военного времени». Перспектива введения в Украине военного положения в очередной раз стала вполне осязаемой.

19 февраля в телефонном разговоре с Франсуа Олландом, Ангеллой Меркель и Владимиром Путиным Петр Порошенко призвал лидеров государств не делать вид, что Минские договоренности соблюдаются. Судя по тому, что украинский президент призвал представителей «нормандской четверки» также выработать четкие гарантии на случаи, если будут дальнейшие попытки нарушить эти договоренности, можно допустить, что украинское руководство все еще надеется избежать следующего витка эскалации военного напряжения. Отдельно президент обсудил вопрос обмена украинских пленных, в том числе и тех, кто попал в плен при обороне Дебальцево.

Президент Украины провел беседу с главой Европейского Совета Дональдом Туском. В ходе этой беседы Порошенко предложил Евросоюзу направить своих военных экспертов для участия в работе Совместного центра контроля и координации, работающего в зоне АТО. По мнению европейских политиков, это позволило бы значительно усилить позиции Евросоюза в данном конфликте: сейчас ЕС фактически не является субъектом переговоров по Украине. Многие европейские политики, например экс-президент Польши Александр Квасьневский, считают, что в урегулировании конфликта на Донбассе, Евросоюз, и в частности Дональд Туск, должны проявлять больше активности.

19 февраля журналисты немецкой телерадиокомпании DeutcheWelleсообщили, что в немецком Бундестаге украинскую инициативу по введению в страну миротворцев ООН считают нереалистичной. Большое количество немецких парламентариев уверено, что любую инициативу ООН с отправлением в Украину европейских добровольцев заблокирует Россия. Также многие немецкие политики солидарны во мнении, что на данный момент ответственность за выполнение договоренностей, в основном, на Российской Федерации. Так, бывший министр обороны Германии Франц-Йозеф Юнг считает, что Москве следует не только использовать все свое влияние на боевиков для прекращения огня, а и перестать поставлять им вооружение.

В тот же день глава российского МИДа Виталий Чуркин заявил, что РФ не поддерживает идею введения на Донбасс миротворцев, так как это поставило бы под сомнение выполнение минских договоренностей.

В свою очередь, глава германского МИДа Франк-Вальтер Штайнмайер также заявил, что введение миротворческой миссии возможно только при согласии всех сторон конфликта.

Достаточно жестко отреагировали на события в Дебальцево американские сенаторы-республиканцы Джон Макккейн и Линдси Грэмм. В своем обращении политики подчеркнули, что европейским арбитрам следует реально оценивать действия России в Дебальцево, так как попытка признавать выполнение режима прекращения огня даст России возможность готовить следующий акт агрессии, который, вероятно, состоится в Мариуполе.

Ситуацию в Украине обсудили и руководители ОБСЕ. Действующий председатель организации глава МИД и вице-премьер Сербии Ивица Дачич назвал ситуацию критической и призвал немедленно вернуться к имплементации «минских договоренностей».

Украинской власти, в очередной раз узнавшей цену договоренностей с РФ, следует сделать выводы из ошибок прошлого и максимально обезопасить себя от их повторения.

По мнению экспертов, в свете последних событий и постоянной военной угрозы со стороны террористов, в очередной раз актуальным для украинского руководства становится вопрос полной эвакуации прифронтовых населенных пунктов. Также очень важно, чтобы украинские силовики вдоль линии разграничения были обеспечены техникой, боеприпасами и всем необходимым для эффективных оборонительных действий. О степени готовности украинского военного и политического руководства к различным сценариям развития событий на Донбассе мы узнаем уже в ближайшее время.

Алексей Кравченко для Informator.lg.ua