Вчера моя дочь сказала, что боится Третьей Мировой войны. Моей дочери всего 6 лет, она даже не ходит в школу. Она должна бояться подкроватных чудовищ или бабая, а она боится войны.
Я попыталась ее убедить, что пока это просто война. Представляете, как это, говорить своему ребенку : «Солнышко, ты не бойся, ты в безопасности. А война пока не мировая, просто в твоем городе ездят танки и бомбят самолеты, но это совсем ничего. Это совсем немножко. В других городах все мирно и спокойно».
Но моя малышка была в ударе: «Мама, а сколько стран должны воевать, чтобы война была мировой? А они точно не придут в Киев? А куда мы поедем, если война начнется во всем мире?..»
Я своей дочери стараюсь не врать. Стараюсь говорить с ней как со взрослой и не игнорировать ее вопросы. Очень больно и физически невозможно сказать дочери, что МЫ никуда не поедем, если ОНИ придут в Киев. Поедет она одна. Поедет с родственниками, поедет с друзьями, с кем угодно. Очень сложно самой себе признаваться, что мирной жизни больше нет. Есть заложники, пострадавшие, переселенцы с маленькими детьми. Есть сотни историй людского горя.
А еще, как сказать своей дочери, что я не верю в Третью Мировую войну. Не верю потому, что понимаю — ее боятся все. Не будет других стран в этой войне. В других странах есть свои маленькие девочки, которые им важнее, чем моя дочь. Другие страны будут сочувствовать нам, но не вмешаются в войну. Нас, может быть, и поддержат, но не помогут.
Вспомнила диалог с дочерью пару лет назад:
— мама, а кто такой оптимист?
— это человек, который видит во всем светлые стороны и верит, что все будет хорошо.
— мама, а оптимисты не знают, что бывает война?
Вот так моя малышка, вновь и вновь, из года в год ставит меня в тупик своими рассуждениями, часто оказываясь мудрее меня. Но теперь, спустя пару лет, у меня, по крайне мере, есть универсальный ответ на все сложные вопросы: «Во всем виноват Путин. Путин — плохой».