Весна – время надежд. Вряд ли будет ошибкой предположение, что главная надежда миллионов украинцев на сегодня – наступление мира в нашей стране. Однако закончить войну всегда труднее, чем начать. К тому же, установление прочного мира возможно только тогда, когда этого хотят обе конфликтующие стороны.
В первые дни марта ситуация на востоке Украины оставалась стабильно напряженной. Проанализировав действия боевиков можно смело сделать вывод, что установление мира в Донбассе не соответствует чаяниям террористов и их хозяев.
1 марта
Достигнутая в Минске договоренность об отводе тяжелых вооружений выполняется террористами не в полном объеме. Боевики продолжали грубо нарушать договоренности в первый день марта. За первые сутки весны террористы нарушили режим прекращения огня 32 раза, в том числе — 14 раз применялись артиллерия и минометы. Обстреливая украинские позиции, а также гражданские объекты, террористы применяли как артиллерию, так и тяжелое пехотное вооружение. В частности, в первые сутки весны атакам подверглись Красногоровка, Опытное, Тоненькое, Авдеевка, Широкино. В последнем населенном пункте днем в течение шести часов продолжалось боестолкновение. Ночью боевики обстреливали Авдеевку из минометов и танков, позже здесь работал вражеский снайпер.
Кроме того, террористы предпринимали попытки атаковать передовые позиции украинских силовиков, в частности, на Донецком направлении.
Боевики пытались наступать в районе Красногоровки при поддержке ствольной и реактивной артиллерии. Военный эксперт Дмитрий Тымчук отмечал, что в данном районе юго-западнее Горловки, боевики наращивали свои силы и средства. По его оценкам, в этом направлении была развернута тактическая группа террористов в количестве 500 человек, кроме того, в близлежащих Куйбышевском и Кивском районах Донецка находился резерв террористов в количестве порядка 2 тыс. человек. Данная группа регулярно получала подкрепления и технику. В частности, там действовали 4 бронегруппы террористов (более 25 танков и около 50 ББМ) при поддержке 3 артиллерийских групп.
Также 1 марта боевики активно перегруппировывали свои формирования в районе Енакиево, откуда перебросили в направлении Ясиноватой 6 танков, 11 ББМ, 6 установок РСЗО.
Террористы нарушали режим перемирия и в райолне Дебальцево, откуда осуществлялись обстрелы украинских позиций в районе Мироновского из 120-мм минометов. В 15:40 украинские силовики отбили атаку террористов в районе Луганского.
О подготовке боевиков к масштабному наступлению свидетельствовали и действия террористов в районе Луганска, где группировка из 1500 террористов проводила боевую подготовку и накапливала ресурсы.
Еще одна тактическая группа, имеющая явный наступательный характер, формировалась террористами в районе Новоазовска. Здесь, по информации Тымчука, было сосредоточено до 600 террористов, около 20 танков 33 ББМ, 28 орудий ствольной артиллерии, 16 установок РСЗО).
Террористы продолжали основательно окапываться в районе трассы на Мариуполь, совершенствуя свою оборону на данном направлении, оборудуя опорные пункты и устанавливая заграждения.
2 марта
2-3 марта сепаратисты продолжали концентрировать силы на определенных участках линии разграничения, время от времени предпринимая наступательные действия.
Боевики продолжали основательно усиливать свою Новоазовскую тактическую группу, доведя количество танков до 17, а ББМ – до 30. В авангарде данного направления действовали отряды «легкой пехоты» террористов, предпринимавшие попытки атаковать позиции силовиков на линии Широкино – Павлополь.
По мнению военного эксперта Дмитрия Тымчука, террористы получили хорошую возможность повысить свою боеспособность благодаря тому, что украинские военные, выполняя минские договоренности, не оказывали особого противодействия.
2 марта в 12:40 произошло боестолкновение украинских военных с террористами между населенными пунктами Павлополь и Пищевик.
Продолжалось скопление ресурсов боевиков на Алчевско-Первомайском направлении.
Несколько артиллерийских групп боевики сосредоточили в районе Стаханова (36 орудий ствольной артиллерии, 12 установок РСЗО и 18 САУ) и активно пополняли их запас боеприпасов.
От Дебальцево на юг Луганщины боевики отвели два подразделения террористов, которые понесли серьезные потери в ходе боев за Дебальцево, в частности, усиленный танковый батальон. Террористы выдавали его отвод за выполнение минских договоренностей. На Дебальцевском направлении из зенитной установки обстреливался н. п. Троицкое.
В Куйбышевском, Киевском и Петровском районах Донецка террористы продолжали накапливать новые формирования. Кроме того, из данного района террористы продолжали обстреливать позиции украинских силовиков из минометов и тяжелого пехотного вооружения, а также танковых орудий.
Также в эти сутки было предпринято несколько обстрелов Опытного, Авдеевки и Березового из минометов и стрелкового оружия.
По данным пресс-центра АТО, в районе Авдеевки и Песок 2 марта наблюдалась наибольшая активность боевиков. Около 19:00 Пески были обстреляны из ствольной артиллерии. В тот же вечер террористы били по Авдеевке из танка и минометов.
Также террористами была предпринята попытка штурма позиций силовиков в районе пгт. Луганское. Украинские военные отбили атаку.
Также боестолкновения украинских силовиков с боевиками произошли утром 2 марта в районе станции Кондрашевская на Луганщине и возле Павлополя в Донецкой области.
Наблюдалась активность террористов на направлении Красногоровка – Шумы. Здесь их тактическая группа предприняла попытку атаковать передовые позиции украинских войск.
Также 2 марта боевики осуществляли перегруппировку сил в районе Докучаевск – Новоласпа, концентрируя основные силы в районе Степного и Гранитного.
На Мариупольском направлении террористы осуществляли передислокацию тяжелого вооружения и военной техники, а также минировали подступы к городу.
3 марта
По информации пресс-центра АТО, ночь со 2 на 3 марта была относительно спокойной. Обстрелы украинских позиций со стороны террористов были хаотичными, в основном применялось стрелковое оружие.
С 10:00 утра противник из гранатометов и стрелкового оружия вел огонь по позициям сил АТО близ населенных пунктов Пески, Опытное, Авдеевка.
Начиная с ночи со 2 на 3 марта террористы активно проводили перегруппировку сил и средств.
Этой ночью на территорию Луганской области через КПП «Изварино» вошла колонна российской военной техники.
Из района Пантелеймоновки (Ясиноватский р-н Донецкой обл.) на Мариупольское направление были переброшены живая сила и техника из состава батальона «Восток».
Тактическая группа боевиков из состава формирования Безлера была переброшена в район Горловки.
Колонна бронетехники террористов была переброшена в Старобешевсский район Донецкой обл.
3 марта террористы продолжали сосредотачивать значительные силы на Донецком направлении и Горловском участке фронта. Здесь же наблюдалась основная активность боевиков.
Кроме того, террористы сконцентрировали значительные формирования на Дзержинском направлении – бронетехнику, артиллерию и живую силу. Сюда перебрасывались силы с южного участка фронта, откуда якобы отводились вооружения в соответствии с Минскими договоренностями.
Военный эксперт Дмитрий Тымчук также отмечал, что в данных районах боевики продолжали накапливать материально-технические ресурсы (топливо и боеприпасы). При этом, хорошо охраняемые склады оборудовались на максимально близком от передовой расстоянии.
Тактическая группа террористов на Новоазовском направлении, сообщения о пополнении которой поступали несколько дней подряд, 3 марта начала предпринимать попытки оттеснить украинских военных от н. п. Широкино. При этом террористы не забывали изображать на данном участке «отвод вооружений».
4 марта
4 марта украинские силовики в рамках выполнения Минских договоренностей, перешли ко второму этапу отвода крупнокалиберной артиллерии. Передислокация тяжелой артиллерии происходит под постоянным наблюдением мониторинговой группы ОБСЕ и представителей мировых СМИ.
В этот период еррористы продолжали имитировать отвод тяжелых вооружений от линии разграничения. В то же время на Артемовском, Волновахском и Мариупольском направлениях террористы продолжали накапливать живую силу.
В первой половине дня обстрелы украинской территории велись, в основном, из стрелкового оружия. Наиболее активно террористы, как и в предыдущие дни, действовали на донецком направлении, где обстрелам подверглись Опытное, Пески, Березовое. Артиллерийской атаке подверглась Авдеевка.
Всего со стороны террористов 4 марта было совершено около 40 обстрелов позиций силовиков и гражданских объектов – налицо определенное повышениеактивности провокационных действий.
На Мариупольском направлении из минометов и БМП обстреляли поселок Широкино. А около полуночи украинские воины отразили штурм боевиками этого населенного пункта.
На Артемовском направлении противник вел огонь по Ленинску, Лозовой и Майорску. А в 12.03 враг применил реактивные системы залпового огня и артиллерии по юго-восточной окраине поселка Кодыма, где нет сил АТО.
На Луганском направлении обстрелам подверглись Счастье и Сокольники.
Боевики продолжали стягивать военную технику и живую силу в район Мариуполя.
Террористы готовят сюрприз?
Во время очередного брифинга в СНБО спикер АТО Андрей Лысенко рассказал журналистам, что у украинских силовиковесть все основания ожидать наступления боевиков по трем направлениям – Мариупольском, Артемовском и Луганском. В то же время террористы продолжают имитировать отвод вооружений, возвращая техникуи артиллерию на исходные позиции в ночное время.
Информация о том, что с началом весны террористы начнут очередную наступательную операцию на Донбассе, курсировала в информационном пространстве как минимум с декабря. Очевидно, до сих пор боевики и российские военные не начали наступление только потому, что политическоеруководство России опасается последствий нарушения минских договоренностей.
В сложившейся ситуации важнейшая задача украинских военных – эффективно отвечать на провокации боевиков, не создавая при этом опасных прецедентов.
Особую важность обретает деятельность мониторинговой миссии ОБСЕ и международных наблюдателей, деятельности которых боевики продолжают препятствовать.
Источники:
Алексей Кравченко для Informator.lg.ua