Вынужденные переселенцы: опыт Грузии

Вследствие агрессии со стороны России украинское общество столкнулось с проблемой интеграции вынужденных переселенцев. Аналогичную задачу, начиная с девяностых годов, пытается решить Грузия. Informator.lg.ua узнал о грузинском опыте, пообщавшись с экспертом по вопросам переселенцев  и беженцев, главой организации женщин-переселенок «Согласие» Юлией Харашвили.

Братья по соседу

Согласно информации, обнародованной на сайте Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, в Украине насчитывается 1 007 900 вынужденных переселенцев, подавляющее большинство которых – из Донбасса. Еще около полумиллиона человек выехали в Россию.

В результате нескольких военных конфликтов в приграничных с Россией территориях – Абхазии и Южной Осетии – Грузия столкнулась с необходимостью интегрировать в свое общество 271 тысячу переселенцев, что для четырех миллионного государства составляет почти семь процентов населения.

В Грузии было четыре волны переселенцев. В 1991-1992 годах из Осетии переехало около шестнадцати тысяч человек. В 1992-1993 годах тридцать тысяч абхазских грузин стали вынужденно перемещенными. В 1998 году еще тридцать тысяч переселенцев покинули свои дома в Абхазии, причем многие сделали это повторно. И наконец, Русско-Грузинская война две тысячи восьмого года заставила бросить дома еще 136 тысяч человек. В дальнейшем количество вынужденно перемещенных лиц увеличивалось, так как в соответствии с грузинским законодательством, в эту категорию автоматически попадают все дети переселенцев, рожденные уже на новом месте, и люди живущие на линии конфликта, чей источник дохода (огород, лес, место работы) был затронут конфликтом.

Министерство для переселенцев

По словам Юлии Харашвили,после первого конфликта в Грузии был создан Комитет по делам беженцев и миграции, который в 1996 году был преобразован в Министерство вынужденно перемещенных лиц с оккупированных территорий, расселения и беженцев. Министерство занимается  вопросами регистрации, расселения, получения гуманитарной помощи. Координирует вопросы выдачи социальной помощи.

«Очень важно, что у нас всё связанное с переселенцами решается одним министерством. Это позволяет избежать дублирования функций и даёт организацию, которая целенаправленно занимается лоббированием интересов переселенцев  внутри кабинета министров», — считает эксперт.

Международные организации – в руководство министерства

В 2009 году для повышения эффективности работы министерства был создан Руководящий Комитет.

«В него, помимо представителей профильных министерств, вошли все основные международные организации, помогающие переселенцам материально: Мировой Банк, Европейская Комиссия, Агентство Экономического Развития, Швейцарское Агентство Развития, а так же организации, занимающиеся юридической защитой переселенцев. Кроме того, в заседаниях комитета принимают участие две грузинские неправительственные организации, которые обеспечивают прозрачность и общественный контроль за его работой», — рассказывает эксперт.

По мнению Юлии, такой состав комитета обеспечил его решения достаточным уровнем легитимности в глазах грузинского общества, ведь теперь решения о том, как тратить деньги принимались не только чиновниками, но и теми, кто эти деньги выделяет.

«Комитет держит решения правительства в рамках международных конвенций и договоров. Помогает в поиске денег за рубежом. Планирует исследования, определяет финансовые приоритеты, принимает рабочие документы и планы которые затем утверждаются правительством. Все решения Руководящего комитета апробируются сначала в экспертных группах, в которые входят переселенцы и представители общественных организаций», — рассказывает эксперт.

Временное жилье – дороже постоянного

Одной из самых больших проблем переселенцев во всех странах является отсутствие жилья.

«Во время первых конфликтов правительство еще не ставило своей целью интегрировать переселенцев в грузинское общество. Все думали, что мы скоро вернем территории, и стратегия государства была направлена только на возвращение переселенцев. Считалось, что если мы дадим переселенцам постоянное жилье, они не захотят возвращаться назад. Сами переселенцы, то же, не отдавали себе отчет в том, что они не скоро вернутся домой. Сначала мы расселяли переселенцев в гостиницах, больницах, школах, детских садах, даже самые престижные отели были отданы под расселение. Сорок два процента переселенцев получили такое временное жильё. Но мы не строили постоянного жилья.  И это было большой ошибкой, ведь конфликт затянулся. Если бы тогда мы начали строить постоянные дома, мы потратили бы на это намного меньше денег, чем сейчас, ведь места временного проживания теперь нуждаются в дорогостоящем ремонте», — рассказывает Юлия Харашвили.

По словам эксперта в 2009 году, после войны с Россией, значительная часть новых переселенцев, только первое время пребывала в местах временного проживания, получив впоследствии новые коттеджи. Кроме того правительство решило расселить людей в постоянных домах с земляными наделами как можно ближе к прошлому месту жительства. Это долгая процедура, так как по грузинским законам землю можно передать в собственность только после указа президента.

82811_original

 

82491_original

 

Поселок Беженцев в Гори. Этот поселок, состоящий из 300 домов построен с помощью Федеративной Республики Германии для вынужденных переселенцев и передан им в октябре 2009 года. Источник фото leicacit.livejournal.com

Тридцать тысяч семей со своим жильём

«Места временного проживания, сейчас перестраиваются под потребности постоянного проживания. Переселенцы могут приватизировать их за символическую сумму в один лари. Идет поиск пустых или недостроенных зданий, их ремонт и передача переселенцам. Покупка домов в сельской местности. Переезд в сельскую местность поощряется, особенно из столицы. Все кто претендует на получения постоянного жилья, заполняет аппликационную форму. Подсчитывается количество баллов. Приоритет отдается людям, проживающим в аварийных домах, сиротам, тем у кого в семье есть инвалиды или погибшие за территориальную целостность Грузии. Около тридцати тысяч семей уже получили постоянное жилье, но около пятидесяти тысяч семей его еще ждут», — рассказывает Юлия Харашвили.

По мнению Юлии, программа постоянного расселения стала возможна потому, что правительство Грузии совместно с неправительственными организациями и международными фондами приняли сперва «Стратегию» в отношении переселенцев, а затем — регулярно, каждые два года, создают «Планы действий», в которые вносятся те программы, на которые есть деньги.

Пособие – с девяносто второго года и по сей день

По словам эксперта, если доход человека не превышает 1250 лари, статус переселенца позволяет получать ежемесячное пособие 45 лари, что составляет около двадцати евро. Так же статус дает право претендовать на бесплатное жильё. Переселенцам предоставляется бесплатная медицинская помощь (чего все остальные грузины лишены), бесплатный проезд в городском транспорте и скидки на железнодорожном транспорте – до пятидесяти процентов. После первых конфликтов все центральные министерства брали на работу «своих» переселенцев. Минобразование – учителей, Минздрав – медиков и так далее.

«Вначале пособие составляло всего от двух до четырёх лари. Оно выплачивается беспрерывно с 1992 года, постепенно увеличиваясь. Многие наши переселенцы стали зависимы от него. Кроме пособия правительство выдавало гуманитарную помощь: муку и хлеб, это было очень важно, ведь после войны были хлебные карточки и многочасовые очереди, а переселенцев пропускали вне очереди. Международный Комитет Красного Креста выдавал периодически набор продуктов, куда входили постное масло, сахар, макароны, фасоль, даже маленькая коробочка консервированной ветчины. Это очень помогало».

Чем раньше, тем дешевле

Как рассказывает эксперт, после войны 2008 года в Грузии образовалось 749 новых мест компактного проживания переселенцев.

«В места расселения были за символическую плату назначены координаторы, которые ежедневно сообщали о нуждах людей. Нужны кровати, нужны матрасы. Сколько там детей, сколько инвалидов, сколько женщин, сколько беременных женщин. Каждый вечер все эти данные собирались и обрабатывались небольшой специальной группой при министерстве по переселенцам и с утра доноры уже знали, где какие проблемы и что где нужно. Эта система работала в течение года и была очень полезна», — считает Юлия.

По мнению эксперта, первое на что должно обратить внимание государство, это недискриминационная регистрация переселенцев.

«У нас были восстановлены муниципалитеты оккупированных регионов, есть даже правительство Абхазской Автономной республики в изгнании, они воссоздавали списки жителей своих районов, – рассказывает Юлия Харашвили. – Так же было создано несколько мобильных групп, которые выезжали в места расселения и регистрировали их на местах. Если не сохранялись документы необходимые для получения статуса переселенца, восстановление производилось через суд, куда нужно было привести двух свидетелей, готовых подтвердить личность».

По мнению Юлии Харашвили, чем раньше начать решать комплекс проблем связанных с положением переселенцев, тем дешевле для страны это выйдет.

«В среде наших переселенцев очень высокий процент заболеваемости, это последствия психологической травмы. Последствия войны через 10-15 лет продолжают убивать людей. Это и онкология, и сердечно-сосудистые заболевания, и язва желудка. Вы должны заняться психологической помощью, потому, что потом вы будете лечить психосоматику и неврозы. А это выйдет намного дороже».

Денис Мацола для Informator.lg.ua