Здоровая критика – это способ заставить правительство работать.
Зайдите в любой офис. Как только начальник покидает коллектив и прощается «до завтра» — на сегодня вся работа окончена. Кто-то зависает на телефоне, кто-то зарывается в Фейсбук, кто-то раскладывает электронный пасьянс. В рабочей бригаде – еще печальнее. Сразу снаряжается гонец в магазин, и начинается праздник.
По сути своей человек – существо ленивое. И если бы над ним не висела угроза увольнения, то на работу он выходил бы только в день зарплаты. Именно для того древние и придумали начальников, чтобы заставлять массы ленивцев трудиться.
Сначала это были надзиратели за рабами. Ну, вот сами посудите: стал бы раб трудиться с утра до ночи, если бы надзиратель не хлестал его периодически кнутом по спине? Конечно, не стал бы! Он бы спал, танцевал, сбежал бы, в конце концов, но точно не работал бы.
Такие надзиратели есть в строительных бригадах, в офисах, в автопарках, на заводах и шахтах. Только называются они теперь не надзиратели, а бригадиры, мастера, менеджеры, директоры и председатели. И у каждого из них есть свой «надзиратель». Даже те, кто ведет собственное дело, имеет надзирателя в виде налогового или пожарного инспектора. Надзиратели заставляют всех нас работать!
И лишь у одного человека в государстве нет собственного надзирателя… Правильно, это президент. Нет, можно, конечно, сказать, что президента контролирует народ и выдумать всякие фантастические тому подтверждения, но по факту выходит, что контролируем мы президента всего несколько минут, пока ставим галочку в избирательном бюллетене. И то, контроль этот так себе – не выдерживает ни одной критики.
Правда, украинцы зашли дальше остальных своих побратимов по эсэсэсэру и умудрились устроить за 10 лет аж две революции. Примечательно, что обе были против одного и того же жулика, который все же дорвался до государственной кормушки и умудрился высосать из нее больше, чем там было.
Но все же, революционный кнут работает. И каждый новый президент теперь помнит и боится этого народного кнута. Однако…
Что делает нерадивый работник офиса, когда все же лень берет верх над ответственностью и опасностью попасть в немилость начальника? Правильно — он хитрит! Он создает видимость работы, следит за передвижениями начальника по офису, умно морщит лоб, когда начальник смотрит на него, старается не храпеть, если все же приснул, но в закладке компьютера у него по-прежнему висит пасьянс. Так же и строитель-алкоголик проносит за поясом чекушку и, когда мастер заходит за угол, делает пару долгожданных глотков.
Президент – это самый нерадивый из всех работников, которых мы знаем. Во-первых, у него очень много знакомых, которые его постоянно отвлекают от работы: то на шоколадной фабрике шоколад закончился, то какие-то реформы нужно вводить, то 450 товарищей несут ему свое творчество на подпись, то, вообще, сосед с танками кусок курорта отхватил.
Во-вторых, у президента уйма уловок и всяких хитростей, как бы увильнуть от работы. Он придумывает себе поездки за границу. Встречается там с друзьями. Потом приглашает их к себе в гости. Потом они вместе едут в третьи страны. Ну и так далее. Более того, у президента есть еще уйма помощников, которые делая вид, что они работают, помогают президенту делать вид, что и он работает.
Они даже снимают это все на телекамеры, фотографируют и делятся с народом, мол, посмотрите, как президент и мы все вместе с ним трудимся на благо и во благо…
Однако от всех этих потуг и представлений народу легче все не становится и не становится. Народ пояса затянул, как просили в начале пути, да вот за год уже на тех поясах и дырочки закончились. Затягивать дальше некуда.
И вот тогда народ и начинает возмущаться. Карикатурки всякие сначала малюет на президента и его помощников. Критикует бездельников то у себя на кухне за бутылочкой, то у подъезда, то на работе целым коллективом, то уже под администрацией с флагами и кирпичами.
Президент, естественно, пугается. Потом сам на себя злится – негоже ведь президенту пугаться. Кричит на своих помощников, мол, хватит тут изображать работу, возьмитесь уже и на самом деле что-то сделайте. И помощники начинают пыхтеть. Кто закон новый пишет, чтобы запретить народу больше трех у подъезда собираться. Кто бежит на телевидение и требует, чтобы все журналисты враз написали, что президент у нас самый лучший, а кто его критикует – тот враг народа. Кто от скудоумия собирает в охапку милиционеров покрепче, раздает им палки и отправляет мутузить народ, который хлеба требует. Ну, хлеба милиционеры с собой не берут, а вот зрелище устраивают что надо!
Ну, вот так вот все и продолжают делать вид, что работают не покладая рук. А президент так больше всех.
Друзья, мы когда-то уже плыли в этой лодке. 20 лет. Лодка эта оказалась дырявой. А те, кто ей управлял, только делали вид, что вычерпывали воду. Потом все эти долгие 20 лет назвали коротким словом «застой». Сплюнули, забыли и пошли дальше создавать видимость работы…
Так мы никуда не выгребем. Мы все утонем. Вместе с президентом.
Правительство необходимо критиковать. Здраво, справедливо, с расстановкой. Без злобы, без эмоций. Как в старину без эмоций пороли розгами нерадивых учеников. Просто, чтобы они работали, а не делали вид.
Журналисты должны критиковать правительство, а не делать вид, что они журналисты. Профсоюзы должны подвергать правительство ежедневной аргументированной критике. Хотя бы за то, что на сегодняшний день в стране де-факто нет профсоюзов. Учителя должны критиковать своего министра за отсутствие реформ в образовании. Врачи своего должны критиковать за подделку лекарств и торговлю инвалидностями. Спортсмены должны требовать от своего министра стадионов и бассейнов.
Мы выгребем, мы все вместе выплывем и выживем, если законопатим в этой лодке дыры, вычерпаем воду и направим ее к ближайшему берегу. Если мы все вместе перестанем делать вид, что работаем, и начнем, наконец, работать!
Дмитрий Цветков для Informator.lg.ua