Во время нашего долгого разговора Марина рассказывает нам, как она вместе со своими единомышленниками отчаянно, но безуспешно пыталась противостоять захвату Дзержинска боевиками, о том, как выехала из города и как вернулась вместе с 8 детьми, не смотря на близость линии фронта, чем и почему она помогает военным и как реагируют на это её дети, которым теперь достается гораздо меньше маминого внимания. В чем виноват Донбасс и что необходимо сделать для того, чтобы изменить существующую ситуацию – обо всём этом мы говорим с одной из самых активных волонтерок прифронтового Дзержинска.
Марина – мать десятерых детей. Из них пятеро – усыновленные. Весной, после того, как Дзержинск взяли под контроль боевики так называемой «ДНР», Марина стала переселенкой — со всей своей семьей выехала из города и поселилась на Западной Украине. Но когда 21 июля знакомые сообщили, что силы АТО приступили к освобождению Дзержинска, Марина, не задумываясь, засобиралась домой. «Кто же, кроме нас, встретит и поблагодарит украинских солдат?» — так объяснила она свое решение. Сразу же после возвращения Марина активно включилась в работу по помощи военным, дислоцированным в Дзержинске. Вокруг неё очень быстро сформировалась активистская группа, которая взяла «шефство» над несколькими армейскими подразделениями.
Марина говорит, что в самом начале, когда она и её единомышленники только начинали эту работу, они боялись мести боевиков – от их позиции на окраинах Горловки Дзержинск отделяет всего десять километров, а переодевшихся в гражданское «ополченцев» в городе осталось немало. Боялись выезжать на передовые позиции, рискуя попасть под обстрел. Рисков не стало меньше, но страха теперь почти нет — Марина открыто говорит о своей волонтерской деятельности и больше не боится возможной расправы. Просто старается настолько хорошо, насколько это возможно, помогать солдатам, мерзнущим в окопах и блиндажах, рискующих своими жизнями ради мирных дзержинцев. Отношения с военными сложились не сразу – по началу к волонтерам относились с недоверием, просили пробовать воду и еду, которую они привозили на передовую. Но их искренность быстро победила — теперь их на передовой любят и ждут.
Марина была первой из местных активистов, которые стали раскрашивать освобожденный Дзержинск в цвета национального флага. Она вышла в город с двумя банками краски буквально на следующий день после своего возвращения. Признается, что начинать тоже было страшно – после весенних событий казалось, что подавляющее большинство дзержинцев разделяют взгляды боевиков. Но оказалось, что очень многие земляки Марины настроены проукраински.
Что любопытно, местная власть, по словам волонтеров, не вывесила в освобожденном городе ни одного государственного флага и ничем не помогла волонтерам. Хорошо, что хоть не мешали, говорит Марина.
О том, как город пережил зачистку от боевиков «ДНР» смотрите также беседу в полностью сгоревшем здании дзержинского горсовета с местным активистом, рабочим одной из местных шахт — Андреем.