Сразу скажу, что о беженцах из Донбасса я знаю достаточно мало — в следующую поездку обязательно схожу и расскажу подробнее, но пока все-таки напишу хотя бы то, что удалось собрать. Беженцы в Крым приезжают разными способами. Несколько человек рассказывали про дорогие машины на ЮБК с донецкими номерами. Сюда едут сами состоятельные люди из Донецкой области. Они не регистрируются. Возможно, это и не беженцы вовсе — а так — люди приехали отдохнуть.
Беженцев, которых Крым принимает официально, расселяют по санаториям (благо, сезона в этом году, как я писала ранее, нет). Но денег не выделяется, поэтому санатории тратят имеющиеся ресурсы, не получая государственного возмещения.
Крымские санатории используются по большей части как перевалочный пункт: здесь немного держат, оформляют и отправляют «на большую землю». Конечно, как и везде (в разных городах России и Украины) работают инициативные группы. Как всегда и везде, это наиболее эффективная часть помощи: сбор гуманитарки, которая не уходит налево, размещение в семьях, отсутствие условий и прочее. И, как везде, в Крыму у волонтеров не хватает рук, ресурсов и сил. Но, как и везде, они прекрасны, аполитичны, отзывчивы и вызывают недовольство властей своей совершенно неподконтрольной деятельностью.
А в отношении тех беженцев, которые приезжают более или менее официально, у крымских властей стали закрадываться сомнения: а вдруг под видом несчастных беженцев, в «российский Крым» проникнут злобные каратели правого сектора. Это же, какая незадача выйдет, если своими руками разместить в санаториях, да кормить, а они вдруг Путина не любят. Конфуз, однако.
Тогда стали у всех приезжающих отпечатки пальцев брать и заявление о предоставлении временного убежища. Заполнять эти заявления люди боятся, потому что какими бы ни были их взгляды, в Донбассе их дом. И они хотят туда рано или поздно вернуться. А заполнять всякие бумажки в Крыму немного страшно. Дадут еще гражданство против воли. И никакого тебе дома после войны…
Александра Крыленкова