На оккупированной территории остаются тысячи людей с ограниченными возможностями. Проблемы, казавшиеся очень сложными в мирное время – получение пенсии по инвалидности, оформление и подтверждение группы, недоступность лекарств, неприспособленность городского пространства – с началом войны превратились в вопрос физического выживания.
«Слишком ухоженная для инвалида»
«До 2010 годау меня была группа по эндокринологии, с одиннадцати лет страдаю от сахарного диабета, – рассказывает луганчанка Наталья. – Пять лет назад попала в аварию, и к диабету прибавилась травма ноги и руки. Чтобы получать пенсию по инвалидности каждый год-два мне нужно заново убедить всех, что неизлечимый диабет у меня не вылечился, металлоконструкции в руке и ноге не рассосались, а на их месте не появились здоровые кости. Для этого нужно сдать кучу анализов, обойти море врачей, включая окулиста и гинеколога.Сначала, пройдя всех врачей, тебя посылают на комиссию в больницу, где дают разрешение получить группу, потом едешь в другую больницу, где ее дают. Там суровые доктора смотрят на тебя как на преступника, который пытается их обмануть, и на халяву получить тысячу гривен в месяц. Однажды мне заявили, что я выгляжу слишком ухоженной для инвалида».
По словам девушки, последний раз ей продлили инвалидность до сентября 2014 года. Из-за боевых действий она не прошла вовремя комиссию и лишилась пенсии.
«Мне нужно пройти часть врачей в «третьей» больнице, окулиста в областной, сосудистого хирурга в «девятой», травматолога во «второй». Из-за травм я довольно паршиво передвигаюсь. С учетом того, что живу на десятом этаже, в доме без лифта, я не могу это всё потянуть чисто физически. Планирую со следующей недели понести заведующей поликлиники взятку. Но далеко не факт, что это поможет, ведь даже со всеми справками, здесь мне никто пенсию выплачивать не будет. А Украина, не смотря на то, что ни справки, ни печати в них, не поменялись, скорее всего не признает документы, выданные в Луганске».
Не переселенец? Значит – не инвалид!
По словам юриста организации «Восток-SOS» Алёны Лунёвой, согласно принятому Кабмином постановлению №595, восстановление любых социальных и пенсионных выплат жителям неподконтрольных территорий, возможно только в случае их регистрации в качестве переселенцев.
«В последнее время к нам на горячую линию стали все чаще обращаться переселенцы, у которых органы власти отказываются принимать документы, в том числе, больничные листы, справки с заключением о наличии инвалидности, выданные на неподконтрольных территориях Украины. В связи с тем, что прямого указания на недействительность документов, выданных на этой территории, ни одним нормативно-правовым актом не установлено, мы отправили несколько информационных запросов с целью выяснить, признаёт всё-таки Украина эти документы или нет. Сейчас ждём ответа», – рассказывает юрист.
По словам Алёны, согласно положению Кабмина, о медико-социальной экспертизе № 1317, экспертизу для установления инвалидности проводят медико-социальные экспертные комиссии (МСЭК) по месту фактического проживанияили лечения лица, которое обращается за осмотром или повторным осмотром по направлению соответствующего лечебного учреждения и после предъявления паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. В случае, если вы переселенец – место вашего проживания должно подтверждаться наличием справки переселенца.
«Таким образом, мы рекомендуем жителям неподконтрольной территории, которые хотят переоформить пенсию по инвалидности:
во-первых: выехать на из оккупированной зоны и зарегистрироваться в качестве переселенцев. При себе необходимо иметь медицинские документы (медицинская карточка, справки, подтверждающие физическое состояние и так далее);
во-вторых: обратиться в лечебно-профилактические учреждения по месту проживания, указанного в справке переселенца, для прохождения обследования и подготовки документов для прохождения МСЭК (список учреждений можно узнать здесь).
В случае, если вы опоздали и продление инвалидности не было проведено в срок, вам необходимо во время заседания МСЭК письменно обратиться к комиссии с обоснованием причин пропуска сроков переосвидетельствования, просьбами признать причины уважительными и установить инвалидность со дня, следующего за днем окончания предыдущего срока инвалидности. Не смотря на то, что в законодательстве нет точного перечня причин, которые считаются уважительными, по усмотрению комиссии вам могут выплатить пенсию за пропущенные месяцы», – советует Алёна Лунёва.
Пропуск к… инвалидности
Однако, так как по закону выезд с неподконтрольной территории возможен только по предъявлению пропуска, кандидатам на получение пенсии по инвалидности, проживающим в данных регионах, придётся сперва заняться оформлением пропускного документа.
«Пакет документов, необходимый для оформления пропуска, единый для всех, не зависимо от инвалидности, – заявили нам в Координационной группе, отвечающей за выдачу пропусков в Секторе А. – В случае, если человек выезжает с целью пройти комиссию МСЭК, он должен указать это в заявлении на получение пропуска, и приложить к заявлению ксерокопию документа подтверждающего, что он является человеком с ограниченными возможностями. Пакет документов на пропуск за инвалида может сдать доверенное лицо – родственник или друг, никаких дополнительных документов от доверенного лица не потребуется. Но забирать готовый пропуск надо будет самому. Документ выдается строго лично в руки».
Волонтёр организации «Инво-SOS» Евгений Струков, занимающийся вывозом инвалидов из зоны АТО, считает, что пропускная система существенно ограничивает инвалидам возможность выбраться из зоны боевых действий.
«У инвалидов, в отличие от обычных людей, нет физической возможности приезжать на блокпост или в Координационный центр за пропуском. Многие из этих людей не могут встать с постели, другие передвигаются только по квартире. Не у всех есть доверенные лица, готовые подать за них документы. У большинства, кроме прочего, банально нет денег на поездку за пропуском.Единственная возможность выехать из зоны АТО для таких людей – это помощь волонтёров. Мы пытаемся вывозить людей с ограниченными возможностями. Вывезли уже более восьмисот человек. Иногда на украинских блокпостах наши автобусы заворачивают обратно, иногда пропускают, всё очень зависит от конкретных исполнителей. Пропуска – это ужас какой-то», — отметил волонтёр.
«Подать заявку на выезд можно в телефонном режиме, можно в электронной форме, вся необходимая информация есть у нас на сайте», – рассказывает председатель гуманитарной миссии «Пролиска» Евгений Каплин – можно обратиться и в другие волонтёрские группы: «Станция Харьков», «Восток-SOS», «Донбасс-SOS». По Донецкой области вывозит группа Сергея Косака, фонд «Спасём Украину». Мы забираем людей со всей территории Луганской области. Как именно я вам рассказать не могу, так как это поставит под угрозу жизни следующих вывозимых людей. На то, чтобы получить разрешение от украинских военных, согласовать списки выезжающих, уходит четыре-пять дней. Максимум в течение двух недель с момента подачи заявки, мы людей вывозим.
Волонтёры вместо государства
Однако, как бы не было тяжело человеку с ограниченными возможностями выехать из зоны АТО, жить в зоне боевых действий – намного тяжелее.
По словам Олега ни одно ведомство не вело статистику инвалидов и сколько их точно на оккупированной территории никто не знает.
«Самая основная проблема инвалидов на неподконрольных землях это – отсутствие медикаментов, – рассказывает президент Европейской ассоциации прав инвалидов в Украине Олег Дрюма – Там медикаменты не дорогие…их просто физически нет. Большая нехватка «Инсулина» и «Гипоксена». Полностью отсутствуют взрослые памперсы. У нас они есть, но стоят около шестисот гривен за пачку. Раньше, до конфликта, в Донецкой и Луганской области они выдавались бесплатно. Существовала региональная программа и соцслужбы этим занимались. Сейчас всем необходимым этих людей стараются обеспечить волонтёры, но этого недостаточно».
Волонтёр советует людям с инвалидностью обращаться в его организацию.
«С конца мая по сегодняшний день мы помогли эвакуироваться двум тысячам ста пятидесяти людям. Это инвалиды и члены их семей. Из них около 700-800 – это люди с инвалидностью. Мы занимаемся не только вывозом, но и расселением инвалидов. В основном поселяем в Одесской области, в санаториях посёлка Сергеевка и в «Куяльнике». Люди которых поселяем мы не платят ни за питание, ни за проживание, поэтому, они более-менее могут покупать всё необходимое себе сами. Они почти в ста процентах случаях получают инвалидные пенсии и выплаты переселенцев», – рассказывает Олег Дрюма.
Волонтёр жалуется, что государство не компенсирует санаториям траты на пребывания в них инвалидов.
Директора санаториев на свой страх и риск пошли нам на встречу и заселили инвалидов. Волонтёры и бизнес взяли на себя их обеспечение. Государство обещало компенсировать санаториям траты на пребывание инвалидов, но пока сделало это только за летние месяцы. Премьер-министр по телевизору объявил, что деньги в бюджет на компенсации заложены. Пятого декабря Президент прямым своим письмом поручил Кабмину в срочном порядке разобраться в ситуации и профинансировать проживание инвалидов в санатории, но денег как не было, так и нет», — возмущается Олег.
Без государства и барьеров
Санатории не могут стать постоянным домом для инвалидов, считает Олег Дрюма.
«Держать людей вечно в санаториях невозможно. Люди в них деградируют. Тут нечем заняться. Чтобы люди не жили на иждивении, им нужно дать какой-то «угол», который бы стал их собственностью, куда они могли бы покупать мебель, делать ремонт и так далее, в общем – жить и развиваться.В санаториях люди живут в режиме ожидания, не делая и не желая ничего делать сами, постоянно, чего-то ждут, откладывая жизнь на потом.Поселить их в обычный дом нельзя, им нужны пандусы, подъезды, специализированные условия. Расселить их по сёлам то же невозможно, многие из этих людей не смогут, позаботится о себе в условиях сельского жилья. Не натопить печь, ни искупаться», — считает Олег.
По мнению президента Европейской ассоциации прав инвалидов единственное приемлемое решение вопроса жилья для инвалидов, это создание специализированных посёлков.С адаптированными под их потребности домами, безбарьерной средой, специальными туалетами и ванными.
«Первый такой посёлок на пятьдесят домов мы начинаем строить в Одесской области, в посёлке городского типа Сергеевка, в экологическом районе, рядом с грязелечебницей и морем, — рассказывает о своих планах Олег Дрюма. – Местные власти уже выделили нам участок земли. Сейчас всё на этапе поиска финансирования. Деньги будем искать в различных источниках, собирая по крупицам, на отдельные элементы посёлка. С коммуникациями нам обещали помочь городские власти Одессы и бизнес структуры. Дома в этом посёлке будут иметь универсальный дизайн, подходящий для проживаниякак инвалидов, так и здоровых людей. Ждать помощи от государства бесполезно. Оно слишком медленно работает».
Денис Мацола для Informator.lg.ua