Психолог и переселенка из Крыма Ольга Духнич рассказала журналистам Informator.lg.ua, как вынужденным переселенцам и другим жертвам войны справится со свалившимся на них грузом проблем.
Война убивает и калечит тысячи людей. Выжившим и уцелевшим физически она часто наносит не менее опасные душевные раны. По мнению грузинских экспертов,работающих с переселенцами из Абхазии и Южной Осетии, перенесенный в связи с войной и бегством из родного дома стресс, является причиной повышенного уровня психосоматических заболеваний в переселенческой среде. О том как избавится от тяжёлых эмоциональных переживаний до того, как они выльются в какое-то заболевание, мы расспросили психолога и переселенку Ольгу Духнич.
Найдите время для общения с детьми
Прежде всего, переселенцы должны понимать, что они сделали очень правильный выбор. Потому, что если стоит выбор между жизнью своей и своих детей и благополучием и бытом, конечно надо выбирать жизнь. И они уже находятся в ситуации выигрыша. То есть это не большая беда, что они оказались не дома, а это большое счастье, что они уцелели, что их дети живы и здоровы и могут продолжать свою жизнь здесь.
Понятно, что как минимум первый год это будет сложный процесс. Совершенно естественно в такой ситуации люди переключаются на поиск: жилья, работы, денег, решение насущных проблем. И не очень замечают, что происходит с ребёнком. Те дети, которые оказались в переселении уже после начала боевых действий, нуждаются в особом внимании, так как они видели сцены, не свойственные для их возраста: насилие, убийства, бомбёжки. У детей еще нет механизма объяснения, почему это всё произошло. И поэтому дети могут страдать от страхов, от отсутствия главного чувства, которое должно сопровождать детство – чувство безопасности. Ребенок может быть тревожен, может нарушится сон, пищевой режим,его могут мучить кошмары, он может быть замкнут. Так же признаком травмы может быть использованиев детских играх нехарактерные для этого сюжетов. Например, в Грузии дети переселенцев зарывали куклу в землю, играя в похороны. По этому переселенцам очень важно быть внимательными к тому, что происходит с их детьми.
Если ребёнок маленький – до девяти, десяти лет – очень важно присутствие родителей. Лучший человек который может обеспечить ребёнку чувство безопасности это родитель, который проявляет внимание, обнимает, говорит, что всё будет в порядке и всячески поддерживает своей любовью. Это очень важный момент. Так же нужно постараться побеседовать с ребёнком. Постараться выяснить, чего он боится сейчас, что его пугает, что ему мешает жить, как проходит адаптация в школе. Обязательно нужно связаться со школьным психологом. Потому, что если присутствуют эти травматические состояния просто любви родителей не достаточно. В случае психо-физиологических расстройств очень важно обратиться к психологу, потому, что само оно не пройдет.
Если нет каких-то серьёзных расстройств всё равно стоит, если, к примеру, ребёнок ходит в садик, поговорит с воспитателем, объяснить, что ребенку нужно обеспечить дополнительное внимание. Как бы тяжело не было и на сколько бы важные задачи с точки зрения быта не стояли перед родителями, нужно найти время на общение с ребёнком.
Некоторые дети накладывают себе запрет на аффект. Не проявляют эмоций – это тоже один из симптомов. Всё это корректируемо в детском возрасте, так как психика ребёнка очень податлива. Если ребёнок чуть постарше, важно включать его в какую-то деятельность по помощи семье. Тогда он чувствует свою значимость, социальную важность и ему легче перенести «переселенчество».
Не пережидать, а жить
У взрослых людей есть два типа реакции на стресс. Первая реакция явная, когда человек скорбит, говорит как ему плохо, жалуется, делится информацией о себе. Это хороший вариант. Если есть с кем поделится, надо общаться с знакомыми, друзьями. Второй вариант более сложный. Когда человек из-за гордости замыкается в себе. Человек считает, что если он будет проявлять эмоции, демонстрировать растерянность, горе, скорбь, то он будет выглядеть слабым, ненадёжным, его здесь не примут. Эти эмоции, загнанные внутрь, могут привести к тому, что у человека нарушится как физиологическое, так и психическое здоровье.
Что именно происходит? Если человек не делится эмоциями с окружающими, то чем больше он пытается демонстрировать уверенность, тем больше возникает чувство неуверенности в себе, чувство гнева на себя и ситуацию, в которой он оказался.
Прежде всего, нужно принять как факт, что произошедшее уже случилось, и начать жить от этого момента. Это сложное принятие, оно не всегда приходит вовремя.
В Грузии переселенцы часто по прошествии двадцати лет держат у себя ключ от дома, которого уже давно не существует, в надежде, что они когда-нибудь туда вернутся. Нужно очень трезво оценить ситуации и понять, что раз там пока боевые действия, возможно нужно здесь и сейчас не пережидать день, неделю, месяц и так далее, а попытаться организовывать свою жизнь на долгосрочную перспективу. Не пережидать, а начать жить.
Помогать и просить о помощи
Нужно оценить – какими профессиональными навыками ты облаешь и каким образом можешь быть востребован. Здесь очень важно работать с волонтёрскими инициативами, это не стыдно, это необходимо. Сейчас существуют волонтёрские инициативы, которые работают над трудоустройством переселенцев. Не бояться просить о помощи. И, что очень важно, не бояться предлагать другим свою помощь. Потому что, давно известно, ни что так не помогает человеку справится с бедой, как то, что он сам помогает кому-нибудь. К примеру, во время пожаров или террористических захватов чаще всего выживают именно те, кто помогает другим. В случае с переселенцами так же может работать это правило. Но желательно, что бы человек чётко ощущал, когда он начинает «выгорать». Если у тебя есть собственные переживания, и ты помогаешь людям, оказавшимся в схожей ситуации, то ты можешь «выгореть». Это не правильно, так как ты не будешь эффективен в помощи другим и навредишь себе.
Обращаться к специалистам
Психологические травмы вынужденных переселенцев чаще всего связаны с двумя ситуациями: первая – потеря дома и вся горечь, связанная с утратой нажитого имущества; ивторая, более тяжёлая, — когда человек стал жертвой насилия. Или свидетелем такого насилия. Или сам его совершил в силу каких-то причин, в первую очередь речь идёт о военных. В такой ситуации может наблюдаться то, что мы называем посттравматическим синдромом. Это когда события, которые человек пережил, выходит за рамки его привычного опыта. Психике человека очень сложно вписать в сознание, в память этот эпизод. И поэтому, не интегрированная часть переживаний превращается в призрак, который постоянно преследует человека.
Воспоминания о сильном травматическом событии могут нахлынуть внезапно. Из-за того, что человек почувствовал похожий запах, увидел похожий предмет или что либо, что напомнит об этом опыте. И эти воспоминания чувствуются не как воспоминания, а проживаются психикой как реальность. В этом случае необходима помощь специалиста, так как избавляться от подобных травм очень сложно. Панические атаки могут продолжаться у человека спустя продолжительное время. Основное лечение связано с тем, что человек постепенно, болезненно осознаёт и проговаривает, что с ним произошло. Это очень страшно и тяжело. Это можно сравнить с тем, что у вас болит зуб и вы не идёте к врачу, но принимаете замораживающий боль препарат. Точно так же человек замораживает травматический опыт. И на то, что бы «заморозить», забыть, не помнить этот опыт, уходит очень много сил. Из-за этого появляется постоянная усталость, раздражительность, истощенность. Большая часть жизненных сил направлена на удержание вне сознания травматической ситуации.
Специалисты помогают вернутся в ситуацию, «прожить» её заново, интегрировать её в свой опыт и освободить человека от влияния этой ситуации. Лучше начинать с психолога. Если вам нужен психотерапевт или психиатр, он посоветует такого человека.
Как правило, в ситуации посттравматического синдрома есть три варианта того, что происходит с человеком.
Первое – это неспособность расслабится. Человек постоянно напряжён, не может заснуть, у него неподвижная мимика. Даже когда он хочет расслабится, у него не выходит.
Второй момент – это постоянное чувство вины и гнева. Оно может возникнуть из-за того, что человек, к примеру, кого-то не спас, или послужил причиной ранения, смерти. Чем дальше, тем больше это чувство вины растёт, в конечном итоге начинает мешать человеку жить.
Есть еще такой феномен, как чрезмерно безопасное поведение. Это, к примеру, когда ситуация насилия над человеком случилась ночью. И человек говорит: «Всё, я больше никогда ночью никуда не выйду». Или ситуация произошла, когда он был один, и человек решает больше никогда не оставаться в одиночестве. И получается замкнутый круг – с человеком ничего плохого не случается и он говорит: «это всё потому, что я не выхожу никуда ночью, или это потому, что я не остаюсь один».
Есть методики самопомощи, но опыт показывает, что люди редко могут долго и системно работать над собой, потому, что защитные механизмы, которые сформировались при травме, создают серьезное сопротивление.
Самое простейшее, что можно сделать, без участия специалиста, это, во-первых, оставлять время для отдыха. Не работать все время. Потому, что это тоже усугубляет ситуацию.
Так же можно попытаться самому дома поработать с этой проблемой. Например, в очень спокойной, расслабленной обстановке, закрыв глаза, попытаться представить себя в состоянии абсолютного спокойствия и безопасности: это могут быть картины из детства, или еще чего-то, что вызывает ощущение покоя и безопасности. Пользуясь воображением стоит «приходить» в это «место безопасности» каждый раз, когда вы подвергаетесь травматическим воспоминаниям.
Второй способ – это постепенное возвращение в память ситуации, в которой человек получил травму. Как правило, травматическое воспоминание появляется непроизвольно. Чтобы избавиться от проблемы важно вернуть их произвольно, сознательным усилием воли. Посмотреть на ситуацию, как если бы ты смотрел фильм. В переживании опыта травмы ты участвуешь сам, надо попробовать вытащить себя из этой ситуации. Для самого себя проговорить: «То, что произошло было страшно, но уже осталось в прошлом». Это война, а мы не должны переживать из-за того, что не можем контролировать.
Конечно, помогает взаимопомощь. Можно найти через интернет людей, попадавших в аналогичную ситуацию. Контакт с ними, общение, совместное времяпрепровождение, осознание того, что вы не одинстолкнулся с этим, может серьезно помочь.
Фото: пресс-центр ГУ ГСЧСУ Львоской области
Денис Мацола для Informator.lg.ua