В настоящее время на территориях, подконтрольных боевикам, остаются тысячи школьников, выпускников и студентов. Их будущее туманно: руководство «республик» божится, что выпускники местных школ и вузов наряду с корочками «республик» получат аттестаты и дипломы российского образца, которые позволят продолжать обучение и трудоустраиваться, во всяком случае, на территории РФ. Однако жители «республик» справедливо опасаются за свое будущее, поскольку уже успели узнать цену обещаниям «новой власти».
По сути, выпускники, да и все учащиеся школ и вузов «ЛНР» и «ДНР», оказались «заложниками» интересов самозваных «властей».
О том, чему и как обучают луганских школьников, где смогут продолжить образование выпускники луганских школ, какие «дипломы» будут выдаваться молодежи, окончившей «вузы» мы пообщались с педагогами, оставшимися на оккупированной территории Луганщины, и студентами.
Младшие классы: российские учебники и «основы православной культуры»
С начала оккупации боевиками, система образования «ЛНР» претерпела существенные изменения.
Как рассказал нам один из луганских учителей, так называемое «Министерство» взялось за «реформу» образования серьезно и основательно.
«На сегодня все ученики начальной школы ЛНР, то есть, 1-4 классов, полностью переведены на российские образовательные программы и стандарты. Это создало большое количество проблем – во-первых, педагогам в спешном порядке приходится осваивать новый материал, во-вторых, добавились новые предметы, например, «Основы православной культуры» для 3-4 классов, – рассказывает наш собеседник.
По словам учителя младших классов другой школы Луганска, новый «религиозный» предмет представляет из себя очень сложный курс не то что для детей, а и для самих педагогов. (В РФ его, как правило, преподают священнослужители). Введение этой дисциплины в российских школах несколько лет назад сопровождалось общественной дискуссией – было большое количество недовольных среди педагогов и методистов, убежденных в необходимости сохранения «светского» характера образования. Многие российские родители также возмущались дополнительной образовательной нагрузкой на своих детей и выражали сомнения в ее необходимости.
Само собой, в «ЛНР», никакого недовольства ни родители, ни педагоги не озвучивали – оказаться в подвале «комендатуры» не хочется никому.
Средняя школа: новое «отечество»
Если обучение в младших классах имеет шанс соответствовать хотя-бы образовательному стандарту государства-агрессора, то со средней школой в настоящее время вопросов возникает еще больше.
«Три школы Луганска – 60-я, 38-я, и, кажется, 20-я, полностью перешли на российские образовательные программы. Они получили российские учебники. Это дает возможность учащимся и их родителям надеяться, что выпускникам выдадут аттестаты российского образца. Хотя непонятно, каким образом это будет обеспечиваться технически и юридически», – рассказывает работник системы «образования ЛНР». – Что касается всех остальных учебных заведений – в них общеобразовательные предметы преподаются по старым программам. Кроме, конечно, таких предметов, как История и Обществознание».
По словам нашего собеседника, местной «творческой группой», в состав которой вошли луганские педагоги и методисты, а также, по некоторым данным, специалисты из РФ, была разработана новая программа изучения истории. Так, вместо «Истории Украины» луганские школьники теперь изучают «Историю отечества», которая состоит из «истории России», «истории Украины» и истории «нашего края».
В луганских школах бывали случаи, когда дети «ополченцев» или «высокопоставленных чиновников ЛНР» выражали недовольство тем, что им приходится изучать такой предмет, как «История Украины». В ответ на это руководство школ порекомендовало педагогам изменить формулировку на «Историю украинских земель». «В 11-м классе изучается предмет «История УССР», – отмечает учитель.
Отдельного упоминания заслуживает судьба украинского языка и литературы в школах «ЛНР». Как сообщают педагоги, пока оба эти предмета в программе обучения остались.
Более того, в нескольких специализированных школах «республики» на сегодня продолжают работать украинские классы, в которых все предметы преподаются на украинском языке. По мнению нашего собеседника, это сделано в пропагандистских целях, чтобы продемонстрировать толерантность и интернационализм «новых властей».
В рамках курса украинской литературы список произведений остался неизменным, однако руководители школ дали педагогам негласное распоряжение быть крайне осторожными в формулировках и выводах во время анализа их содержания, а также при подборе цитат.
Что касается «Основ правоведения», преподаваемых в средней школе, они, как и раньше, полностью базируются на украинском законодательстве – другого, ведь, попросту нет.
Выпускники: паника и растерянность
Аттестаты выпускников школ «ЛНР» и «ДНР» не будут признаны на территории Украины. В очередной раз это подчеркнул во время пресс-конференции в конце января заместитель министра образования и науки Украины Павел Полянский.
В то же время он заявил, что выпускники школ из оккупированных территорий Донбасса смогут пройти независимое государственное оценивание на территории Украины (с 2015 года в Украине вводится Единый экзамен, который должен будет заменить и выпускные экзамены, и ЗНО, сдаваемое для поступления в украинские вузы). Так что, для получения продолжения образования в Украине луганским и донецким выпускникам придется зарегистрироваться и в назначенный срок выехать на освобожденную территорию.
По словам классного руководителя выпускного класса одной из луганских школ, понимания «как быть с экзаменами и аттестатами» на сегодня нет ни среди выпускников и их родителей, ни у педагогов и руководства «Минобразования ЛНР».
«Мне известен случай, когда ребенок одновременно учился в двух школах – в Луганске и освобожденной Станице Луганской, до тех пор, пока не был взорван мост в Станицу и пропала возможность туда ездить, – рассказывает педагог. – На «двойном обучении» настояли его родители, опасаясь, что иначе не получит нормальный аттестат. Некоторые выпускники планируют cдавать экзамены в школах на украинской территории «экстерном», такая норма есть в новом украинском законодательстве» (реформа образования 2015 года — Informator.lg.ua).
Наш источник в «Министерстве образования ЛНР» сообщает о том, что «министр» Леся Лаптева в последнее время активно лоббирует идею сдачи луганскими выпускниками российского ЕГЭ (единый государственный экзамен).
«Министр образования ЛНР» Леся Лаптева.
В то же время, пока никто в «министерстве» не может ответить на вопрос, каким образом это будет организовано? В интервью ГТРК ДНР 25 марта «министр образования» Леся Лаптева заявила, что для этого планируется организовать выезд выпускников в Ростов. От некоторых школ Луганска на участие в ЕГЭ уже зарегистрировалось по 10-15 человек. Очевидно, эти выпускники связывают свое будущее с обучением в российских вузах.
В последние месяцы среди луганских старшеклассников и абитуриентов все популярнее анекдот: «Неправда, что наших выпускников никуда не возьмут учиться. Выпускники школ «ЛНР» легко могут получить высшее образование даже за границей – в университетах…ДНР».
Студенты: есть ли жизнь после вуза?
«Высшие учебные заведения» на оккупированной территории – отдельная тема для разговора. Если верить новостям сепаратистских СМИ и сюжетам ГТРК ЛНР, в вузах «республики» жизнь «бьет ключом» – научные конференции, культурные мероприятия, «дни открытых дверей» и так далее. В то же время, источник Informator’a в одном из городских «институтов», сообщает, что после начала военных действий нормальный учебный процесс так и не был организован: «Приведу пример, один знакомый устроил своего сына в институт в январе месяце, и на сегодня он уже числится у нас с сентября. Вообще, если сегодня зайдете к нам, увидите, что в вузе на удивление пусто для начала весны. Большое количество предметов преподается дистанционно, то есть никак. Да и посещаемость студентами тех занятий, которые все-таки проводятся, оставляет желать лучшего».
Вопрос, который на сегодня интересует всех без исключения луганских студентов: какие дипломы они получат по окончании обучения?
«Я много раз обращалась к руководству вуза с этим вопросам. То, говорят: «не знаем», то: «российского образца», то, просто, «российские дипломы». Очевидно, пока ничего окончательно не решено», – рассказывает Анна, студентка-выпускница одного из вузов.
Недавно ректор ЛГАКИ, известный украинофоб, и в прошлом депутат облсовета от ПР Валерий Филиппов на одном из собраний заявил, что готов показательно «пустить себе пулю в лоб», если выпускники его вуза не получат российские дипломы.
Преподаватели сообщают, что работа в данном направлении действительно проводится, но говорить о том, что проблема решена, пока рано.
«Я окончила магистратуру университета имени Шевченко в январе. Никакой диплом мне тогда не выдали. Однако недавно меня пригласили в вуз, и сообщили, что нам будут выдаваться дипломы одного из российских вузов. Для этого мы, выпускники, должны были написать несколько заявлений – разрешение на проверку соответствия наших дипломов, на зачисление в определенный российский университет и так далее. Диплом бакалавра у меня забрали. Теперь жду, что получу свой долгожданный диплом магистра», – рассказывает другая луганская студентка.
Педагоги в оккупации
К учителям, оставшимся на оккупированной территории и продолжающим работать в образовательных учреждениях, в Украине относятся по-разному. Общественное мнение по данному вопросу разделилось: есть те, кто называет из коллаборантами и предателями, другие наоборот восхищаются педагогами, которые не бросили своих учеников. В ходе подготовки данной статьи автор общался с луганскими учителями, назвать которых «предателями» и «пособниками оккупантов» просто не поворачивается язык.
Педагоги, которые вопреки нечеловеческим условиям работы и чудовищному прессингу со стороны «начальства», с риском для собственной безопасности пытаются учить детей «по совести», на мой взгляд, заслуживают всяческого уважения.
«В педагогических коллективах есть люди с различными взглядами. Но, например, в нашей школе, около десяти учителей имеют четкую проукраинскую позицию, о которой известно, в том числе, и начальству. Конечно, все мы опасаемся за свою жизнь. Мне известно, что практически в каждой школе, в том числе и в нашей, составлен список «неблагонадежных» сотрудников, так что, оставаясь в Луганске, по сути, каждый из нас рискует оказаться «в подвале».
Большинство учителей остаются в городе ради своих учеников, так как говорить о материальной заинтересованности не приходится. В последний раз работникам системы образования в Луганске платили деньги после новогодних праздников. Тогда учителя получили по 50 процентов зарплаты за октябрь прошлого года.
Как видим, успехи системы образования «ЛНР» похожи на достижения «молодой республики» в других отраслях: пустые обещания, напрасные надежды, популизм, пропаганда, цензура, ложь и равнодушие со стороны «власти» по отношению к своим заложникам – всем, кому «посчастливилось» быть учеником, абитуриентом, студентом или педагогом на территории «ЛНР».
Алексей Чернов для Informator.lg.ua