Беженцы из Донбасса, переехавшие в Республику Карелия (РФ) столкнулись с проблемой трудоустройства — помимо банальной нехватки рабочих мест, украинцев часто отказываются брать на работу из-за гражданства. Пока что беженцы живут за счет дотаций от местной власти, к лету появится возможность устроиться на сезонную работу по заготовке ягод и грибов. О жизни беженцев рассказал журналист проекта «Настоящее время» Андрей Королев.
Сорокатысячный городок Кондопога стал известен во всем мире в сентября 2006 года. После убийства двух местных жителей уроженцами Чечни и Дагестана город взорвался массовыми бунтами, подавленными петрозаводским ОМОНом. Сегодня о Кондопоге почти не говорят. Власти, как огня, боятся любого национального вопроса, поэтому мало кому известно, что город принимает у себя переселенцев с Донбасса.
Помнят о них местные журналисты и блогеры, попутно выполняющие функции волонтеров.
«У них бесплатное проживание в профилактории. Оплачивают все, естественно, власти», — говорит журналист Алексей Владимиров.
Евгения встречает нас на пороге большой квартиры в центре города. Она вместе с мужем и тремя детьми бежала из Ждановки Донецкой области. Поначалу был пункт для переселенцев в Ростове. И, наконец, в августе прошлого года семья оказалась в Кондопоге.
«Ехали, чтобы устаканилось. Боялись больше не за себя, а за детей. Как говорится, я не для них их рожала, чтобы они мне их поубивали», — рассказывает беженка Евгения Гошкодерова.
Муж Евгении сейчас работает на одном из карельских предприятий. Зарплаты в 30 тысяч хватает только на то, чтобы заплатить за арендуемую квартиру и на продукты.
Переселенцы, живущие в пансионате «Марциальные воды», — в гораздо худшем положении. Уроженка Тореза двадцатидвухлетняя Лера родила второго сына уже в Кондопоге. Молодой муж с августа ищет работу. Безуспешно.
«Дня четыре назад звонили, в интернете нашли – на вахту. Нам говорят, что с Украины не берут. Многие нам отсюда говорят, что звонят насчет работы и многие отказываются с Украины брать. Мужу, например, сказали: «Ну и работайте на Украине», — жалуется беженка Валерия Щерба.
«Мужчины в основном работали в шахтах. Здесь у нас абсолютно другой уровень. Здесь требуются рабочие на строительство, на комбинат и так далее», — рассказывает волонтер Ольга Семенова.
Ближе к лету украинские переселенцы могут рассчитывать на сезонную работу, когда в Карелии начнется заготовка ягод и грибов. Но в самой Кондопоге трудоустроиться невозможно. Местный горнообогатительный комбинат объявил о массовых сокращениях. В период растущей социальной напряженности беженцы с Донбасса рискуют превратиться в лишние рты.
Напомним, в Иркутской области переселенцев из Украины чиновники пытаются выселить из пункта временного размещения (ПВР) в Ангарске.