6 апреля исполнился ровно год со дня захвата здания СБУ в Луганске.
Власти «ЛНР» объявили эту дату «памятным днем», с которого началось «освобождение Луганской земли». Но для тех луганчан, кто способен разобраться в хитросплетениях причинно-следственной связи, этот день стал началом обратного отсчета перед неизбежной войной, которая уже забрала и продолжает забирать тысячи жизней наших соотечественников.
Пролог
Ранней весной 2014 года раздираемый политическими противоречиями Луганск напоминал пороховую бочку. В течении предыдущих месяцев «политически активный» электорат города был мобилизован пророссийскими организациями наподобие «Луганской гвардии».
Пророссийские митинги в областном центре к тому времени стали явлением привычным и почти ежедневным. В центре города возле памятника Шевченко находился палаточный городок «Луганской гвардии» и других антиукраинских сил.
Недовольство местного населения запредельным уровнем коррупции, оторванностью власти от проблем населения, рабским трудом и низкими социальными стандартами жизни на Луганщине умело трансформируется «кукловодами» в ненависть по отношению к самому украинскому государству. Россия и «русский мир» же представляются неким эталоном стабильности и процветания.
Ведомые местными «лидерами», среди которых на начальном этапе заметную роль играли «регионалы» и «коммунисты», завсегдатаи пророссийских митингов не имели четкой политической программы – декларировали, одновременно, непризнание власти нового политического руководства Украины и, в то же время, необходимость договориться с этим руководством о федерализации (автономии) Луганщины в составе Украины.
Кроме того, часто слышались призывы к президенту РФ Путину ввести в Украину войска. Было даже несколько митингов с призывами к «легитимному» Януковичу вернуться на родину и «защитить избирателей от агрессии». Некоторые всерьез рассчитывали на реализацию на Луганщине «крымского сценария».
Генеральная репетиция
К марту 2014 года настроения в областном центре располагали к самому настоящему мятежу, для которого не хватало лишь небольшой искры. Захват облгосадминистрации и избиение мирной украинской демонстрации 9 марта показали всем, и, в первую очередь, «пророссийским активистам», как тогда принято было их называть, что местная власть не имеет достаточных сил и средств, а главное, решимости, потушить разгорающийся пожар.
Смена руководства областных управлений МВД и СБУ не произвела должного эффекта –руководителям силовых ведомств Владимиру Гуславскому и Александру Петрулевичу явно не удавалось взять ситуацию под контроль. Взятие под стражу «лидеров» сепаратистов Александра Харитонова и Арсена Клинчаева, а также последующее задержание других «пророссийских» активистов, стало для «воинствующих сепаратистов» удобным поводом.
Владимир Гуславский, в марте 2014 г. — начальник ГУ УМВД Украины в Луганской обл.
Александр Петрулевич, в марте 2014 г. —начальник УСБУ Украины в Луганской обл.
22 марта после очередного митинга под лозунгами «Свободу Клинчаеву и Харитонову!» и «Янукович, вернись!» проводимого депутатом облсовета Юрием Хохловым, его участники отправились пикетировать здание Управления СБУ. Вышедший к митингующим Петрулевич предложил им делегировать троих переговорщиков, с которыми можно будет обсудить требования участников пикета.
В переговорную группу вошли: организатор митинга, депутат облсовета, коммунист Юрий Хохлов, местный телеведущий, депутат-регионал Леонард Свидовсков и заместитель луганского городского головы, тоже, на тот момент, член Партии регионов Александр Ткаченко.
Леонард Свидовсков
Александр Ткаченко
Переговоры ничем конкретным не увенчались – Александр Петрулевич пообщал сообщить руководству службы, что задержанные и находящиеся в киевском СИЗО депутат Луганского облсовета Арсен Клинчаев и лидер «Луганской гвардии» Александр Харитонов не представляют общественной опасности. После этого митингующие разошлись.
Захват
5 апреля в Луганских СМИ появилась информация о том, что УСБУ в Луганской области задержало и разоружило многочисленную диверсионную группу российских террористов. По результатам проверки якобы было задержано 15 диверсантов, а также изъят внушительный арсенал оружия – только одних автоматов 300 штук. Местные «службисты» отрапортовали, что диверсанты планировали на 10 апреля захват власти на Луганщине. Арсенал был выявлен на складе некоего Алексея Карякина (ныне – Глава «народного совета ЛНР»), который незамедлительно взят под стражу.
Уже на следующий день, через 2 недели после пикета СБУ и переговоров с Петрулевичем, 6 апреля произошел захват здания УСБУ в Луганске.
До сегодняшнего дня действиям руководителей Луганского СБУ и МВД не дана правовая оценка.
В 2015 году упоминаемый выше телеведущий-регионал Леонард Свидовсков в эфире ГТРК ЛНР рассказывает, что захват СБУ был совершенно спонтанным. Верить ли его словам – каждый решит для себя сам.
Как и 22 марта, 6 апреля все началось с митинга возле памятника Тарасу Шевченко, от которого колонна активистов двинулась к СБУ.
Бросалось в глаза то, что на этот раз местные «политики» не руководили пикетом, а в толпе типичных «пророссийских» луганчан предпенсионного возраста выделялись крепкие мужчины, прячущие лица за масками и балаклавами. До определенного момента они были рассредоточены в толпе и не привлекали к себе внимания, только крайне агрессивно реагировали на попытки их сфотографировать.
Заблокировав движение автотранспорта по ул. Советской, активисты какое-то время проводят мирный пикет. Затем в здание начинают лететь бутылки с недопитым пивом и камни. Дальше под крики «Россия!» начинается штурм здания. Находящиеся внутри правоохранители организованно ретируются, в ход идут дымовые шашки, кирпичи.
Около 16:30 возле СБУ появился начальник областного МВД гуславский. Он попытался «вразумить» пикетчиков, но из этого ничего не вышло. Кто-то из разъяренной толпы попытался дотянуться и ударить генерала. Впоследствии в личной беседе Гуславский жаловался, что тогда ему повредили позвоночник.
Прорвавшись на второй этаж активисты крушат окна и двери, несколько человек на карнизе здания устанавливают российский триколор. Вздании СБУ захвачена оружейная комната. Обратный отсчет начался.
Вскоре Карякин, у которого на складе хранился арсенал оружия, и другие его подельники, освобожден из-под стражи.
Эпилог
Те, кому посчастливилось побывать в здании СБУ в день захвата, обращают внимание на очевидную спланированность всего произошедшего: помимо оружия, в здании захватчиков ждут запасы продовольствия (консервы в ящиках) и многое другое, что может пригодиться во время долгой «осады».
В толпе «активистов» заметны «спонтанные лидеры», которые ходят по зданию с листом бумаги и отмечают по пунктам все сделанное и не сделанное.
За считанные часы «активисты» перекрыли проезжую часть напротив здания, и возвели по периметру некое подобие баррикад. Несмотря на всю «спонтанность» захвата, на импровизированном «майдане» в тот же день начали появляться автомобильные шины, колючая проволока, мешки с песком и строительным мусором.
Опыта строительства баррикад участники пикета не демонстрировали – шины, «колючка» и «коктейли Молотова», появившиеся уже в первый же день, выполняли, скорее, роль некоего символа, чем имели утилитарное значение.
В следующие недели луганчане и гости города наслаждались своим собственным «майданом».
Кстати, гостей свозили из самых депрессивных уголков области – в ходе перекличек звучали топонимы «Кировск», «Суходольск», «Червонопартизанск» и так далее.
Палаточный городок, концерты и молебны со сцены, горячий чай и бутерброды для желающих, ночные бдения под монотонный рефрен из песни Жанны Бичевской «Русские идут…», обилие российских флагов и алкоголя, атмосфера всеобщего единения.
Радости простого люда не было предела – на какое-то время Луганск стал центром политических событий в Украине – город посещали политики первой величины, он не практически не исчезал с экранов центральных украинских и российских телеканалов.
А вскоре размашистую и залихватскую «русскую весну» сменило кровавое лето.
Алексей Чернов для Informator.lg.ua