Сколько раз за время проведения АТО украинское общество становилось свидетелем того, как игнорирование полученной разведывательной информации, неадекватность действий или бездействия военных и гражданских руководителей становились причиной человеческих трагедий, гибели и ранений военнослужащих, пленения наших солдат, потери стратегической или тактической инициативы подразделений украинской армии? Сколько было сообщений о том, что неэффективно, а порой и преступно работает государственная машина по снабжению наших воинов необходимой амуницией, средствами индивидуальной защиты и даже, порой, продовольствия? И это на самом важном, самом опасном для сохранения целостности страны, ее выживаемости участке!
Не видно непрерывной цепи контроля и ответственности за преступные деяния, или бездействие, за откровенное предательство. Есть сигналы (многочисленные) от самого общества, но зачастую нет реакции государственных структур, приводящей к обязательному устранению указанных недостатков и наказанию виновных.
Необязательность реагирования, замыливание, забалтывание ситуации, переключение внимание общества на другие проблемы – характерные проявления действий властных структур в щекотливых для них ситуациях.
Общество ждет от новой власти действенных шагов по защите интересов Украины в сфере ее безопасности, экономического развития, повышения уровня жизни, создания комфортных условий для любого ее обитателя, независимо от национальности, места проживания, и работы. Но именно действенных. Надоела до нервного зуда двадцатилетняя болтология о борьбе с коррупцией, приведшая к возникновению системной тоталитарной, всеохватывающей циничной продажности аппарата державной службы.
Мировая статистика показывает, что в любом обществе, независимо от формы правления, регулярно нарушают закон от пяти до десяти процентов населения. Как правило, это связано и с особенностями социальной среды этого контингента, личными качествами нарушителей закона (зачастую, это люди несколько авантюрного, асоциального склада), иногда со своеобразной «профессиональной преемственностью» преступных кланов.
Но в Украине законодательными актами, подзаконными инструкциями и постановлениями была создана такая система, при которой любой дееспособный гражданин страны, чтобы просто выжить, неизбежно окажется нарушителем административного или уголовного законодательства. Энкаведешная зловешая ухмылка силовых карательных структур сталинских времен «то, что вы на свободе – не ваша заслуга, а наша недоработка» с успехом прорастала и расцветала в реалиях независимой Украины. Эти «правила игры» должны были создать такую атмосферу в отношении гражданского общества к действиям власти, при которых только сумасшедший или бесплотный ангел способен на их решительную критику.
Так ответьте откровенно, кто является преступниками — те десять процентов населения, кто в течение двадцати трех лет создавали и силой закона поддерживали, служили такой системе, или те девяносто процентов населения, кто кормил страну, охранял ее независимость, лечил людей, воспитывал детей, и при этом невольно нарушал немыслимое скопление инструкций, постановлений, подзаконных актов и законов, принятых не в интересах общества?
Уникальный эксперимент, проведенный на просторах Советского Союза, тихонько, исподволь был перенесен в независимую Украину. Заставить каждого гражданина страны чувствовать себя потенциальным преступником. Гениальный кнут для удержания в повиновении.
Последний Майдан – отражение отношения всех слоев общества к сложившейся в стране системе управления. Майдан привел к смене власти.
Менять необходимо систему.
Назрела необходимость не разовых акций по проверке недостатков, а создание жестких мер общественного контроля и наказания тех нерадивых, и сознательно идущих на преступление ради личной наживы и корысти должностных лиц нашего государства, которые владеют информацией и властными полномочиями для обеспечения безопасности и процветания как страны, так и каждого гражданина Украины, каждого ее солдата.. Государство обязано служить обществу, обслуживать общество, быть подотчетно обществу. Государство не имеет права без одобрения общества увеличивать свои властные функции.
Создается впечатление, что среди тех, кто представляет машину государственных
менеджеров всех уровней, обязанности которых — служение обществу, а не своему ведомству или министерству, большая часть решает собственные политические или имущественные, властные задачи. Я понимаю, что в отношении высших государственных служащих очень трудно представить действующим принцип, звучащий в старой советской песне: «Раньше думай о Родине, а потом о себе», но честный контроль и неотвратимость наказания за недобросовестное «отрабатывание» на благо общества средств, взятых у этого же общества, должны быть.
Все слои общества, кроме властных, буквально кричат об этом. Как ни парадоксально, но на каком-то историческом промежутке времени общенациональной идеей может стать идея контроля общества над государством. Тем более, что исторически украинское общество имеет все предпосылки для успешного и процветающего существования, при резком возрастании самоуправления «громад». Вспомним отношения украинского казачества с государственными образованиями Речи Посполитой и России. Вопрос о «казацких вольностях и правах» — наиглавнейший в писаных и неписаных договорах с этими государствами. Самоорганизация жизни общества всегда была высока на территориях, подчиненных Войску Запорожскому и на дальних окраинах, подчиненных Польше и России, какими являлись украинские земли.
Да и на индивидуальном уровне в хозяйственных украинских головах идея максимально самостоятельной (хуторской) организации жизни всегда была популярной. Сегодня нашему обществу от этой идеи нужно взять лучшее – умение самостоятельно организовывать, осуществлять без лишней бюрократической волокиты жизнь и комфортный быт местных «громад», и расширить свой патриотический кругозор до «государственного» горизонта.
В кибернетике есть понятие обратной связи. На принципе обратной связи строятся все (даже супер-пупер сложные) современные технические системы управления. В обрабатывающий информацию и принимающий решения центр стекаются данные сигналов и запросов с внешних и внутренних «датчиков». Эти сигналы определяют стояние и направление, скорость изменения среды как внутри системы, так и в поле деятельности системы управления. На основании таких данных вырабатывается алгоритм решения поставленных задач, идет непрерывный процесс корректировки, уточнения управляющих сигналов исполнительным органам, достигается оптимизация процессов достижения цели. Любые исполнительные действия, меняющие соотношения системы и внешней среды, вызывают подачу в управляющий центр новых сигналов и анализ, корректирование действий управляющей системы. Так вот, этот принцип управления — универсален.
Потребности, запросы, сигналы общества — основа для формирования, уточнения, корректировки, при необходимости — кардинального изменения действий государственного аппарата.
И не раз в двадцать лет, не раз в пять лет, а постоянно. В том случае в будущем Украина сможет обойтись без революционных ситуаций и трагических общественных катастроф.
Александр Зубков для Informator’a