Засудить Россию: заплатит ли агрессор за содеянное?

Даже если конфликт на Донбассе продлится еще годы, рано или поздно неизбежно настанет день, когда на всей территории Украины воцарится мир. С приходом мира на Донбасс, украинское государство столкнется с тем, что вернуть регион к полноценной мирной жизни будет совсем нелегко. Один из вариантов привлечения средств на восстановления украинского Донбасса – компенсация нанесенного ущерба по результатам судебных исков в отношении государства-агрессора.

Цена вопроса

Руководство РФ на сегодня четко дало понять, что включать призрачные «республики» в состав РФ оно не собирается. Долго существовать в качестве «независимых» государств они также не смогут – это вам не Абхазия с 200-тысячным населением – людей в «республиках» явно побольше.

Разрушенные дороги, инфраструктура, дома, уничтоженные, разграбленные и вывезенные в РФ промышленные предприятия, заминированные пашни, плачевная экологическая ситуация, затопленные вместе с оборудованием шахты – вот далеко не исчерпывающий список проблем, с которыми будут сталкиваться украинская власть и общество по мере возвращения в состав Украины оккупированных территорий.

В данном контексте становится актуальным и важным вопрос: где нашему государству взять огромные финансовые средства на восстановление разрушенного войной Донбасса.

 1

Еще в сентябре прошлого года в СНБО называли ориентировочную сумму ущерба региону в 30 млрд. грн. С тех пор прошел почти год, и количество разрушений заметно выросло.

В феврале этого года замминистра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Владимир Кистион озвучил цифру в 1,5 млрд. долларов ущерба. При этом чиновник уточнил, что реальная стоимость восстановления будет намного большей, поскольку при расчетах не учитывались данные о повреждениях на территориях Донбасса, которые неподконтрольны украинской власти.

Окончательную сумму ущерба, спровоцированного войной, можно будет подсчитать только после окончания боевых действий. Однако уже сейчас понятно, что цифры эти будут огромны – помимо разрушенных дорог, домов, предприятий, многие граждане Украины потеряли свой бизнес, автомобили, жильё, другое движимое и недвижимое имущество.

Не стоит также забывать о потерях государственного бюджета по налоговым платежам в Луганской и Донецкой областях, снижении уровня иностранных инвестиций из-за российской агрессии.

Учитывая все это, возьмем на себя смелость предположить, что сумма прямого и непрямого ущерба, нанесенного этой войной нашей стране, измеряется сотнями миллиардов гривен.

Возникает резонный вопрос: где нашему государству взять эти деньги?

Логично было бы, чтобы ответственность за материальные последствия войны на Донбассе нес сам ее виновник – Российская Федерация. Однако на деле это не так просто.

Что мешает судиться с РФ?

В начале 2015 года Европарламент подал в Международный уголовный суд в Гааге сразу три заявления для инициирования расследования оккупации Россией Крыма и части Донецкой и Луганской областей. По словам министра юстиции Украины Павла Петренко, Украина также приобщила к этому иску собранные Генеральной прокуратурой доказательства незаконных действий России на территории Крыма, Донецкой и Луганской областей.

В соответствии с процедурой, международная судебная инстанция после проведения расследования, должна будет принять решение об открытии соответствующего уголовного дела.

В феврале этого года Верховная Рада Украины голосами 271 депутата признала юрисдикцию Международного уголовного суда в Гааге (МУС) для расследования преступлений против человечности, совершенных в Украине начиная с 20 февраля 2014 года и по сегодняшний день. Согласно замыслу авторов данного постановления, оно должно положить начало международному судебному преследованию российского руководства, причастного к организации конфликта на Востоке.

Эксперт ГО «Центр гражданских свобод» Ирина Мухина объяснила Informator.lg.ua, что на сегодня эта процедура так и не доведена до логического завершения:

«Верховная Рада Украины приняла такой акт, но мы должны были бы получить ответ международного уголовного суда о том, что они приняли эту декларацию. Мы знаем, что Украина не только не спрашивает у этой судебной инстанции, приняла ли она декларацию, государство также и не направило этот Акт и это волеизъявление в Международный уголовный суд. Получается, что Украина приняла такое решение, но не привела его в действие фактически».

Наша собеседница отметила, почему даже при условии ратификации Украиной Римского статута граждане, которые пострадали от российской агрессии, не могли бы обращаться в Международный уголовный суд с гражданскими исками:

«Относительно гражданских исков от граждан Украины в Международный уголовный суд, следует заметить, что эта судебная инстанция не действует так, как другие международные суды, например, Европейский суд по правам человека. Международный уголовный суд возбуждает уголовные дела на основе подозрения в совершении преступлений против человечности, геноцида, военных преступлений. То есть, эти заявления граждан могут служить доказательствами, которые суд будет проверять. Однако ни в коем случае суд не будет рассматривать эти жалобы, потому что он просто некомпетентен в данном вопросе. Иными словами, эти иски фактически не имеют смысла», –  считает Ирина Мухина.

Также эксперт отмечает, что есть другие международные судебные инстанции, куда украинцы могут подать гражданский иск на Российскую Федерацию:

«Опыт показывает, что жители неподконтрольных Украине территорий могут подавать иски в Европейский суд по правам человека, в том числе, против государств Украина и Российская Федерация. Следует заметить, что такие иски уже есть. Граждане могут подавать на Россию иски, как на соответчика по данным делам».

Отвечая на наш вопрос о перспективах ратификации Римского статута, эксперт объяснила, почему данный документ все еще не распространяется на территорию Украины.

«Согласно заявлению СНБО, ратификация Римского статута способствовала бы распространению российской пропаганды. Мы думаем, что эти одноразовые иски, которые распространяются среди переселенцев, которых информируют, что они могут подать иск на Украину или на Россию — это результаты российской пропаганды, распространяет информацию о возможности «засыпать» исками международные судебные инстанции. Но это запугивание лишено практического смысла. Следует заметить, что наша власть, как и любая власть в государстве, где идет война, боится ратифицировать Римский статут. Кроме того, против ратификации действует российская пропаганда – Россия также не хочет, чтобы Украина ратифицировала Римский статут, потому что это будет означать, что все лица, которые будут совершать преступления на территории Украины, будут подпадать под его юрисдикцию, в том числе, и российские граждане», – подытожила Ирина Мухина.

2

За последние полтора года Украина подала ряд исков в Европейский суд по правам человека. Первый из них был подан еще в марте 2014 года. Содержание материалов данных исков постоянно обновляется и дополняется доказательной базой.

 3

Также, Украина инициировала процедуру привлечения России к ответственности в Международном суде ООН за нарушение конвенции о борьбе с терроризмом.

РФ будет платить за содеянное?

26 мая президент США Барак Обама аннулировал указ, который обеспечивал оплату российского урана по программе «Мегатонны в мегаватты». В соответствии с данным документом, принятым в 1993 году, уран из демонтированных российских боеголовок нашел применение в атомной энергетике США.

В 90-х поставки урана чуть не были сорваны гражданскими исками к России. Именно поэтому руководство Соединенных штатов, опираясь на Акт о национальных чрезвычайных ситуациях, заблокировало активы России на территории США и оградило их от притязаний кредиторов.

Поскольку поставки урана была завершены в декабре 2013 года, президент Обама решил, что необходимость защитного блокирования активов исчерпана.

При этом, американцы неоднократно подчеркивали, что данное действие президента США не имеет прямого отношения к агрессии России в Украине.

4

 Так ли это на самом деле? Не будем углубляться в дебри американской политики.

Отмена данного указа, фактически, означает, что на российские активы на территории США может быть наложен арест, в том числе, и в случае невыплат по гражданским искам в судебные инстанции. Хотя, на первый взгляд, данное обстоятельство не кажется таким уж значительным, не стоит его недооценивать – это очередная возможность «давить» на агрессора и принуждать его к конструктивному диалогу.

Тот факт, что мировая общественность во многом идет навстречу украинскому руководству и создает условия для защиты своих интересов, является бесспорным.

Однако, как бы это не было грустно, следует признать, что наше государство все еще не готово противостоять «гибридной» агрессии РФ на всех уровнях. В частности, это касается защиты его интересов в международных судебных инстанциях.

Алексей Чернов для informator.lg.ua