Переселенка Ирина: Плохо выглядишь – тебя жалеют, хорошо – на тебя кидаются

Где в Днепропетровске переселенцам «запрещено» снимать жильё? Из-за чего многие не хотят сдавать квартиры выходцам с Донбасса? Почему многие жители Донбасса вынуждены возвращаться на оккупированные территории под власть боевиков? Волонтёр-психолог и переселенка из Макеевки Ирина рассказала Informator.lg.ua о своём личном опыте поиска жилья в Днепропетровске, а также о том, как лучше всего справиться со всеми переселенческими проблемы.

Я работаю детским психологом в центре «Добре вдома», муж мой имеет рабочие специальности – мебельщик и строитель. Я занимаюсь с детьми из неблагополучных семей и с семьями, попавшими в тяжёлое положение. Ещё оказываю волонтёрскую, психологическую помощь детям-переселенцам, которые видели ужасы войны, или у которых есть физические увечья в результате войны.

Сначала мы – я, муж, ребёнок (ему пять лет) и свекровь – год жили в центре Днепропетровска, в квартире, которую нам предоставили бесплатно добрые люди. Сейчас мы переезжаем в пригород. Жильё уже подешевело по сравнению с тем, что было прошлым летом. Сейчас цены вернулись на «допереселенческий» уровень. Но осталась одна проблема – в центре города переселенцев не сильно любят и жильё им не сдают. Сдают – либо дома без центральной канализации, либо где-то на окраинах города. Много объявлений, где сразу пишут: «людям из Донбасса не беспокоить». Первый вопрос риелторов был: «Откуда вы?» — потому, что хозяева квартир против людей с востока Украины. В агентстве если узнавали, что мы «оттуда» сразу говорили: «В центре мы вам ничего не найдём, только в пригороде». В центре более элитное жильё и хозяева, видимо, боятся, что мы некультурные и их квартиры испаскудим.

Была у нас знакомая семья, которая вынуждена была уехать из Харькова обратно – в оккупацию, потому, что когда они выходили на улицу, в них тыкали пальцем… Соседи заставили хозяина выгнать их.

Куда бы я не приходила – в поликлинику, в садик, – все спрашивали: где мой муж? И когда узнавали, что он не воюет, все спрашивали: почему? Или если узнавали, что он ещё находится там, говорили: «А, ещё живой…» Я отвечала людям, что он солдат запаса. Надо будет – позовут, и люди успокаивались. Бывало люди спрашивали: «А почему вы в центре живёте, а мы – коренные днепропетровцы – на окраинах?»

Получается, если ты переселенец, значит ты должен быть плохо одетым, у тебя не должно быть маникюра, должен носить какую-то дырявую одежду. Переселенцев сразу хочется пожалеть. А если переселенец может знать, что-то о своих правах и при этом ещё и хорошо выглядит и пахнет, то на него накидываются. Что это вообще за переселенец такой, что у него всё хорошо? Либо ты плохо выглядишь и тебя жалеют, либо ты выглядишь хорошо и на тебя кидаются. Как-то так…

Реагировать на такие вещи стоит спокойно. Во-первых, надо понимать, что люди всего лишь транслируют то, что видят по телевизору, где было много негативной информации про переселенцев: якобы нам ничего не надо, мы не хотим работать и так далее. Во-вторых, из-за незнания проблемы и нехватки информации люди высказываются, руководствуясь своими догадками и слухами. Люди не учитывают, что переселенцы сразу после переезда находятся в состоянии острого стресса…

Переселенцам же могу посоветовать быть спокойными и настойчивыми. Так, как будто вы находитесь в вашем родном городе, в котором, на самом деле, вам и раньше отказывали все службы, и раньше хамили и грубили люди, в котором вы тоже стояли в очередях за всякими справками… То есть воспринимать жизнь так, как будто ничего не поменялось. Ведь поменялось не так много.

Подготовил Денис Мацола для Informator.lg.ua