Создав вместе с другими чеченцами Международный миротворческий батальон имени Джохара Дудаева, Амина Окуева стала одним из героев русско-украинской войны и символом международного сопротивления российскому империализму. В интервью Informator.lg.ua она рассказала, почему пошла воевать за независимость Украины, что общего между чеченскими и украинской войнами и что нам нужно сделать, что бы победить Россию в этом противостоянии.
Чем вы занимались до войны?
В Украине я живу уже около двенадцати лет. До этого жила на Северном Кавказе и в России. Закончила Одесский национальный медицинский университет со специализацией общая хирургия. До начала Майдана работала по специальности в одной из одесских больниц. Во время Майдана была медиком в медицинской палатке. Вместе с «афганцами» была на Грушевского…
Почему вы решили пойти воевать?
Когда здесь началась война, у меня даже не возникало сомнений по поводу того, идти ли на фронт. Никто из близких, зная меня, даже не пытался отговаривать. Даже супруг, который на тот момент находился в тюрьме (Адам Осмаев обвинялся украинскими властями при Януковиче в покушении на Путина – авт.), и от выхода на Майдан пытался меня отговорить, когда началась война, и я сказала, что иду добровольцем, просто пожелал удачи. Для нас война с Россией – это долг. Долг перед всеми нашими близкими и друзьями, которые пали в этой неравной битве. И это для нас – дело чести. Для всех, кто может держать в руках оружие или чем может помогать в этой справедливой борьбе за свободу. Мне жаль тех, кто до сих пор этого не понял или, вернее, не почувствовал.
Вы видели своими глазами вторую чеченскую. Похожа ли АТО на ту войну?
Мне бы очень не хотелось огорчать украинцев и тем более сеять панику, но считаю своим долгом сказать, что то, что сейчас происходит в Украине, если проводить исторические параллели, больше всего похоже на 93-94-ый годы в Чечении. То есть на период ДО начала первой российско-чеченской войны. Тогда, после развала СССР и законного самоопределения Чеченской Республики Ичкерия, русские начали расшатывать ситуацию, в-первую очередь, в русскоязычных регионах (там, где был больший процент русских). Они, точно так же, как сегодня это происходит на востоке Украины, снабжали местных бандитов оружием и деньгами, присылали своих кадровых военных в качестве инструкторов и т.д. А потом, когда ситуация уже была раскачана, они ввели войска… Сейчас я не могу утверждать, что здесь будет такой же сценарий: всё же соотношение сил и геополитическая ситуация в случае с Украиной принципиально другая, но всё же, ничего нельзя исключить и ко всему нужно быть готовыми, в том числе и к полномасштабной войне. Что касается поведения российских военных и обучившихся у них всему плохому их шестёрок – местных бандитов, то всё очень похоже на то, как было у нас. Та же беспринципность, наглость, жестокость и полное наплевательство на всяческие международные конвенции и простые общечеловеческие нормы морали. Это проявляется и в бесчеловечных, извращённых пытках по отношению к пленным, и в отношении к мирным жителям. Думаю, что простые жители оккупированных территорий уже немного столкнулись с этим проявлением русского мира. Конечно, сейчас у российских оккупантов руки в какой-то мере связаны: им нельзя полностью настроить против себя мирное население оккупированных территорий, да и международные наблюдатели, при всей своей «слепоте» и пассивности, определённую роль играют. Но если только наступит такой момент, когда руки у российских военные будут развязаны, — не позавидуешь тому, кто столкнётся с этой самой страшной в своей беспринципности и подлости армией в мире…
Вы рассказывали о проблемах которые у вас возникали в России из-за ношения хиджаба. Сталкивались ли Вы с чем-то подобным в Украине?
Нет, я никогда не сталкивалась с подобными проблемами в Украине. Даже во времена пророссийской власти в Украине на местных уровнях не было никакой дискриминации по религиозному или национальному признаку. Я окончила медицинский ВУЗ и работала в больнице по специальности, соблюдая исламскую форму одежды и совершая необходимые по религии обряды. Никогда, в отличии от России, не возникало на этой почве никаких конфликтов и не было нареканий со стороны начальства или коллег.
Каково женщине и мусульманке на войне, не сталкиваетесь с непониманием бойцов мужчин?
Непонимания нет. Напротив, бойцы очень радуются, когда видят рядом бойца женского пола. Сразу заметно их воодушевление, особенно, когда приезжаешь куда-то в горячую точку. Ни разу не сталкивалась с неуважительным отношением или позицией вроде «что ты тут делаешь?» Единственное в чём заключается «дискриминация», — это желание оберегать и не допускать к опасным и физически тяжёлым работам. Но и это обычно длится недолго – до тех пор, пока однозначно и ясно не покажешь, что готова нести службу наравне со всеми, не пытаясь избегать тягот и лишений военного времени. Наоборот, за это уважают и воспринимают на равных. Что касается соблюдений норм Ислама, то с этим также нет особых проблем: недостатка в снабжении питанием у украинской армии, слава Богу, нет, так что всегда можно найти подходящую по религии пищу. Форма одежды здесь также достаточно свободная, и я никогда не сталкивалась с неприятием ношения головного убора и т.п. Совершение обязательных молитв также трудностей не представляет. Единственное что – поститься очень трудно, несколько дней пришлось пропустить из-за боевых выходов и тяжёлых длительных переездов. Но это по религии допускается – даст Бог, возмещу потом.
Расскажите о батальоне имени Джохара Дудаева. Вы анонсировали создание других батальонов, эта работа ведется?
Идея создать добровольческий батальон с целью помощи Украине в условиях российской агрессии, с методами и средствами которой наш народ очень хорошо знаком на практике, возникла практически сразу после начала аннексии Крыма. Инициатором этого был наш комбат – генерал Вооружённых Сил Чеченской Республики Ичкерия Иса Мунаев, геройски погибший под Дебальцево и недавно удостоенный звания Народный Герой Украины (неофициальная награда вручаемая волонтёрами – ред.). К сожалению, его подвиг во имя мира до сих пор никак не был отмечен властями Украины. Зато народ Украины помнит и чтит его память, которая, несомненно, останется в веках, — и это главное. Практически сразу после этого со мной связались представители организации «Свободный Кавказ», которую на тот момент возглавлял Иса Мунаев, и предложили мне выдвинуть идею функционирования такого батальона на территории Украины. Естественно, что эта идея была мной воспринята очень позитивно, и я, подключив свои связи, наработанные во время Майдана, стала помогать воплотить её в жизнь. В частности, озвучила эту тему на программе «Шустер LIVE». В ходе нашей работы власти Украины обратили внимание на эту идею и, восприняв её позитивно, дали добро на приезд Исы Мунаева и его бойцов в Украину. Таким образом, уже в июле-августе 2014 года батальон начал действовать в Украине. За время его существования было проведено большое количество продуктивных и очень дерзких операций. Мы работали со многими подразделениями ВСУ, поэтому нас хорошо знают и ценят практически во всех секторах. Однако, официальной легализации батальона при жизни Исы добиться нам не удалось, хотя мы постоянно предпринимали попытки этого на различных уровнях и в разных ведомствах. При том, что все, вплоть до высшего генералитета, очень уважали Ису и ценили его начинание.
Видимо, отсутствие приемлемого механизма легализации препятствовало в этом. Сейчас же, с принятием законопроекта о службе иностранцев в армии Украины, у нас появилась надежда на то, что мы сможем на официальных началах помочь Украине в отражении российской агрессии. На данный момент мы заняты оформлением наших бойцов в ряды МВС Украины отдельным подразделением добровольческого батальона МВС «Золотые ворота». Потеря нашего командира – Исы Мунаева – в феврале этого года в ходе предотвращения котла под Дебальцево, стала для нас невосполнимой потерей, — навряд ли сейчас ещё остались командиры такого уровня подготовки, с таким опытом и такой силой духа. Но мы выдержали этот удар и полны решимости продолжить дело нашего славного генерала, и будем оставаться здесь до тех пор, пока Украина нуждается в нашей помощи. В батальоне есть бойцы разных национальностей и вероисповеданий. Любой, кто искренне хочет помочь нам в борьбе за справедливость, для нас – желанный боец и мы рады принять его в свои ряды. Точное количество бойцов батальона не озвучивается в прессе, однако, могу сказать, что у нас достаточное количество человеческих ресурсов для воплощения широкого спектра боевых задач. Мы готовы действовать по мере необходимости, озвученной властями Украины.
Вы участвовали в выборах, планируете ещё заниматься политикой?
Политикой заниматься не планирую. Чем именно буду заниматься, если наша помощь на востоке Украины перестанет быть востребованной, пока сложно сказать. У меня есть профессия врача, которая нужна как на войне, так и в мирное время. Так что, думаю, найду чем заняться.
Если в Чечне снова начнётся борьба за национальную независимость, примите в ней участие?
На Северном Кавказе и сейчас идёт война. Просто ресурсы истощены и на сегодняшний день я не вижу предпосылок к тому, чтобы повстанцы могли резко нарастить свою боевую мощь. Конечно, мы не оставляем надежды на то, что наша земля избавится от российской оккупации ещё на нашем веку. И на всё Воля Всевышнего.
Посоветуйте украинцам, что им нужно делать, чтобы успешно бороться с Россией? Может мы, что-то делаем неправильно?
Дорогие украинцы, пожалуйста, найдите в себе силы объединиться! Поверьте нашему горькому чеченскому опыту: Кремль именно того и добивается, чтобы мы перессорились друг с другом по мелочам и ослабли, а затем они уже легко пойдут дальше. Нам же потребуется время, чтобы снова объединиться в общий кулак. Время будет упущено. Это их подлая тактика и необходимо это осознавать и в чём-то пойти на компромисс друг с другом, быть мягче со своими единомышленниками. Не ссориться и не разъединяться по мелочам, по непринципиальным вопросам, а тем более из-за каких-то своих амбиций и прочих человеческих слабостей. У нас есть хорошая поговорка: дружные кошки победили недружных волков. Пытаюсь довести до всех эту мысль, ибо это сейчас — наша главная задача на всех уровнях. Мы в своё время это уже испытали на своей шкуре… И именно из-за этого наш народ сейчас в таком тяжёлом положении. Понимаю, что на чужих ошибках учиться сложно. Но в данном случае от этого очень много зависит. Российские захватчики, следуя методу своего покровителя – сатаны, находят в каждом слабое место и бьют по нему. Не сомневаюсь, что теперешнее затишье связано с тем, что Путлер ждёт пока мы максимально между собой перессоримся и ослабнем… Так что терпения всем нам, согласия и мудрости.
Беседовал Денис Мацола для Informator.lg.ua