Трагедия в Мукачево: причины, версии, последствия

События 11-12 июля в Мукачево попали в фокус украинских и зарубежных СМИ. Уже сейчас понятно, что последствия произошедшего в этом небольшом Закарпатском городе будут иметь серьезное влияние на политические процессы в Украине.

Коротко о произошедшем

11 июля в Мукачево произошла масштабная перестрелка между бойцами запасного батальона «Правого сектора» и окружением народного депутата Украины Михаила Ланьо, а позже – представителями силовых ведомств.

В результате перестрелки была начата спецоперация с привлечением СБУ и Нацгвардии, объявлен план-перехват.

1

Конфликт начался с того, что примерно в 12 часов дня на спортивную базу «Антарес» возле Мукачево, которая принадлежит семье народного депутата Украины Михаила Ланьо, прибыли около двух десятков вооруженных представителей «Правого сектора».

По информации Народного депутата Мустафы Найема, у депутата и представителей ПС должна была состояться «стрелка».

Сам Ланьо позже сообщил, что в ходе встречи планировалось обсуждать поселение добровольцев в санаторий.

Так или иначе, в результате разговора на территории спорткомплекса состоялась перестрелка, в ходе которой был тяжело ранен один из охранников спорткомплекса.

Судя по последовавшему заявлению Михаила Ланьо о том, что он не знает этого человека, мужчина не был официально трудоустроен.

О дальнейшем развитии событий народный депутат Украины Мустафа Найем, находясь в Мукачево, написал на своей странице в Facebook:

«Примерно в 13:20 на дежурный номер 102 поступило сообщение, что люди в камуфляже перекрыли улицу Лермонтова. На место прибыл начальник милиции города Виталий Шиманяк. В ходе переговоров ему поставили ультиматум – сдать оружие. Когда начальник отказался, началась стрельба – представители «Правого сектора» стреляли в воздух, взорвалась дымовая шашка. Джипы протаранили милицейский УАЗ и началась погоня».

2

Далее правоохранителями была перекрыта автотрасса Киев-Чоп. Однако это не помешало боевикам прорваться – все три милицейские машины были ими уничтожены при помощи пулемета и РПГ, а колонна джипов «Правого сектора» отправилась в район Красной Горы.

В «Правом секторе» причин своего посещения спорткомплекса «Антарес» не назвали. В своем обращении, распространенном в субботу, они ограничились обвинениями в адрес нардепа Ланьо в связях с Виктором Медведчуком и констатацией потерь, которые понесла их сторона в процессе перестрелки.

«В Мукачево на Закарпатье сотни ошалелых от безнаказанности бандитов… попытались физически уничтожить бойцов Правого сектора… После ожесточенного боя убиты двое бойцов Правого сектора, ранены — четверо (из них двое — тяжело). Забрав убитых и раненых, подразделение с боем вырвалось из окружения бандитов и отошло в горы», – написали представители организации на своем сайте.

Впоследствии силовики заблокировали добровольцев, которые продолжали отстреливаться.

Возможные причины

По данным Мустафы Найема, во время «стрелки» депутат с одной стороны и добровольцы с другой обсуждали распределение сфер влияния на рынке контрабанды табачных изделий.

В пользу этой версии высказывался и закарпатский гражданский активист Александр Гокс, передает liga.net.

«Уже две недели, как киевский «Правый сектор» расставил своих людей на границе и не позволял движение товаров. Из-за этого была инициирована встреча в спорткомплексе «Антарес», где их уже ждали вооруженные молодчики и милиция. Так началась стрельба, баррикады, из которых им тяжело было вырваться», – отметил он в эфире радио «Голос Карпат».

12 июля МВД заявило о проведении спецоперации по задержанию, блокированию и разоружении «банды, совершившей нападение на гражданский объект».

Генпрокурор Украины Виктор Шокин расценил произошедшее как теракт.  По его указанию следственный отдел Закарпатской прокуратуры открыл соответствующее уголовное производство.

Основная версия

Одна из популярных ныне версий конфликта в Мукачево – столкновение бизнес-интересов народных депутатов и жителей Закарпатья Михаила Ланьо и Виктора Балоги, который, якобы, финансирует «Правый сектор».

Михаил Ланьо предпочел сразу откреститься от данных событий и заявил, что вообще является пострадавшей стороной. Депутат отрицает свое участие в «крышевании» контрабанды, которой, по его словам, на Закарпатье занимаются таможенники, пограничники под прикрытием главы ОГА.

3

Также Ланьо связывает действия ПС с Виктором Балогой, у которого с экс-регионалом старый конфликт, и который, по словам Ланьо, финансирует «Правый сектор».

«Украинская правда» сообщает, что Балога и Ланьо, которые в течение нескольких лет были бизнес-партнерами и политическими единомышленниками, начали конфликтовать еще 2012 году, а причиной их ссоры как раз было распределение потоков контрабанды из Европы.

После Революции Достоинства политический вес Балоги в регионе усилился, к тому же, он заручился поддержкой местного отделения «Правого сектора». На этом фоне борьба за контроль над потоками контрабанды между двумя экс-соратниками усилилась.

Исчерпав все аргументы, стороны конфликта перешли к применению оружия, что и стало причиной трагических событий.

Реакция российских СМИ

Российская пропаганда, как всегда, эффективно использовала события в Мукачево в своих интересах.

Еще бы, ведь в вооруженное противостояние с силовиками в Мукачево вступили представители основного ньюзмейкера российских СМИ – организации «Правый сектор».

Поэтому, российские журналисты освещают события подробно, подчеркивая, что очередной «горячей точкой» в Украине стал город в сотнях километров от зоны АТО.

Российский оппозиционный журналист, соавтор доклада «Путин. Война», сотрудник российского телеканала «Дождь» Олег Кашин и вовсе извлек на «свет божий» подзабытую уже версию о связи «Правого сектора» с Кремлем, которому выгодна дестабилизация ситуации в Украине.

Возможные последствия

События вокруг конфликта между представителями ПС и силовиками в очередной раз разделили украинское общество, значительная часть которого в этом конфликте поддержала ДУК ПС.

Нужно ли объяснять, почему это произошло? Ни для кого не секрет, что поддержка населением курса нынешней украинской власти далеко не безгранична. Объяснить народное недовольство нынешней властью несложно.  Тут сыграли роль и завышенные ожидания, и нежелание крупных государственных чиновников «жити по-новому», в соответствии с предвыборным лозунгом одной из политических сил; и отсутствие уголовного и какого-либо другого преследования пособников сепаратистов; отсутствие реальной борьбы с коррупцией и другое.

На этом фоне романтичный образ добровольца – сурового патриота с автоматом, каждый день рискующего жизнью ради своей Родины – смотрится достаточно выигрышно.

В воскресенье, 12 июля, в ответ на призыв руководителя «Правого сектора» Дмитрия Яроша, во многих городах Украины начались массовые бессрочные пикеты органов власти. Требования протестующих – арестовать силовиков, причастных к перестрелке, а также уволить все руководство Закарпатской милиции.

Руководитель «Правого сектора» Дмитрий Ярош подчеркнул в своем заявлении, что бойцы ДУК ПС действовали в рамках необходимой обороны.

Следует напомнить, что еще летом прошлого года председатель «Правого сектора» Дмитрий Ярош издал приказ  которым запретил добровольцам ПС вывозить из зоны АТО оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества.

Как же тогда быть с тем обстоятельством, что 11 июля в 1200 км от зоны АТО бойцы ПС применяли в отношении правоохранителей стрелковое и тяжелое пехотное вооружение?

На сегодня у общественности есть ряд вопросов, на которые предстоит ответить МВД и Генпрокуратуре.

– Кто из чиновников, бизнесменов, бандитов и представителей силовых ведомств в Закарпатье в действительности причастен к организации контрабандного транзита товаров через украинскую границу?

– Действительно ли «Правый сектор» имеет свои интересы в данной сфере?

– Связан ли Виктор Балога с «Правым сектором» и использовал ли эту организацию на Закарпатье в своих интересах?

Трагедия в Мукачево показала, что сегодня наше государство, и, в частности, силовые ведомства, не в состоянии эффективно реагировать на «вызовы времени». Выпустив «джина из бутылки», украинское государство теперь не в состоянии эффективно его контролировать.

На примере Мукачево мы в очередной раз убедились, что добровольческое движение в Украине остается потенциально опасным для государства.

С другой стороны, военно-политическая формация «Правый сектор» в народе на сегодня гораздо популярнее, чем президент и правительство, так что ее «утилизация» может привести к социальным взрывам и необратимым последствиям для Украины.

Учитывая все вышесказанное, в очередной раз актуальным становится вопрос компетентности и соответствия занимаемым должностям ряда руководителей МВД, Генпрокуратуры и других силовых ведомств.

Алексей Чернов для Informator.lg.ua