С момента потери Украиной контроля над частью территорий Донецкой и Луганской областей, жители этих регионов столкнулись с множеством проблем. Не последняя из них – проведение нотариальных действий, связанных покупкой и продажей недвижимости, вхождением в права наследования, заверением тех или иных документов на неподконтрольной территории…
Частные нотариусы и доступ к реестрам
Осенью 2014 года ряд украинских СМИ распространил информацию о том, что с целью обеспечения защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц в связи с ситуацией, сложившейся в Донецкой и Луганской областях, на неподконтрольной Украине территории были заблокированы все государственные единые реестры.
Позже чиновники Министерства уточнили, что несколько реестров на неподконтрольной территории все же остались доступными – это Единый реестр специальных бланков нотариальных документов и Единый реестр доверенностей.
Таким образом, частные нотариусы, оставшиеся работать на неподконтрольной территории, все еще имеют возможность осуществлять нотариальное заверение различных документов: подписей на банковских карточках, копий, доверенностей, подписей на уставах организаций и так далее.
Как рассказал нам луганский нотариус, не пожелавший разглашать свое имя, то, что такая деятельность на территории «республики» возможна, ведет к неизбежным нарушениям законодательства:
«Дело в том, что луганским нотариусам так или иначе приходится взаимодействовать с «правовым полем» «ЛНР», если его можно так назвать. Так, частные нотариусы, имеющие украинскую лицензию, заверяют документы, которые выдаются органами «ЛНР», на которых стоят печати «ЛНР», заверяют завещания, что лично у меня вызывает много вопросов. Кроме того, им приходится взаимодействовать непосредственно с «Министерством Юстиции ЛНР» – например, подавать туда статистические данные, информацию об удостоверенных завещаниях, другую информацию. Лично мне на электронную почту недавно приходило письмо от так называемого «Минюста» в котором просили сообщить о количестве заверенных мною доверенностей на получение пенсии, – отметил нотариус. – Согласно украинскому законодательству, передача информации о совершенных нотариальных действиях третьим лицам является нарушением нотариальной тайны».
По мнению нашего собеседника, в связи с этим возникает вопрос к Министерству юстиции Украины: известно ли его чиновникам о подобных нарушениях, учитывают ли они риски, связанные с работой ряда реестров на неподконтрольной территории и имеют ли стратегию их устранения? Эти вопросы пока остаются без ответа.
Государственные нотариусы в Украине и «ЛНР»
До начала конфликта на Донбассе, нотариальной деятельностью в Луганске и Донецке занимались как государственные, так и частные нотариусы.
С началом вооруженного конфликта в Донбассе большинство из них прекратило свою деятельность.
7 ноября 2014 года Кабмин Украины принял постановление №595, которым обязал перевести все государственные предприятия и учреждения с территорий, которые не находятся под контролем украинской власти. Данный документ прямо относился и к государственным нотариальным конторам, которые вынуждены были, как и другие организации, перерегистрироваться на территории, подконтрольной Украине.
Уже на этом этапе начали возникать определенные проблемы. Фактический перенос государственных нотариальных контор на территорию Украины не продвинулся дальше их перерегистрации.
По состоянию на 30 марта 2015 года ни один из государственных нотариусов не приступил к фактическому исполнению обязанностей на этой территории.
Тогда в ходе пресс-конференции и.о. начальника главного территориального управления юстиции в Луганской области Татьяна Филатова заявила:
«В связи с этим, обязанности по исполнению нотариального обслуживания населения Луганска, Брянки, Стаханова возложено на нотариальные конторы на территориях, подконтрольных Украине».
Другими словами, проведение нотариальных действий, связанных с внесением изменений в реестры юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, Государственный реестр обременений движимого имущества, Государственный реестр прав на недвижимое имущество, Наследственный реестр и другие – с неподконтрольной Украине территории в «ДНР/ЛНР» стало невозможным.
Однако не все наши источники подтверждают, что государственные нотариусы полностью свернули свою работу на территории Украины.
В частности, как сообщил Informator.lg.ua один из донецких нотариусов, на территории «ДНР» на сегодня работает ряд нотариальных госконтор, которые прошли необходимую перерегистрацию в Украине, но фактически остались на неподконтрольной территории. «Работают со всеми реестрами. Сделки, наследство и все-все-все».
По информации нашего источника в Луганске, на территории «ЛНР», в отличие от «ДНР», еще в начале конфликта государственные нотариальные конторы вместе с имуществом фактически были «захвачены» новой властью.
«Сейчас под теми же вывесками государственных контор работают нотариусы «ЛНР» со своими печатями. Большинство нотариальных действий они не осуществляют, ссылаясь на отсутствие бланков. (Можно также добавить к причинам отсутствие реестров, нормативно-правовой базы – ред.) Однако известно, что на сегодня они «оформляют» вступление в наследство.
Один из моих знакомых обратился туда, чтобы оформить наследство, так как опасался, что незарегистрированное в «ЛНР» имущество может быть отчуждено «властью». Его проинформировали, что процедура обойдется в 400 грн. Добавлю, что никаких юридических последствий для Украины это «вступление в наследство» иметь не будет», – рассказал наш собеседник.
Нотариальное двоевластие
Как сообщил Informator.lg.ua закрытый источник, в ближайшее время на территории «ДНР» нотариусам будут выданы свои, «республиканские» бланки и печати:
«На днях инициативная группа на собрании нотариусов требовала посадить в тюрьму своих коллег, которые работают с украинской печатью, забрать печати и бланки, уничтожить и растерзать прямо на месте. По требованию этих людей, граждане Украины, находящиеся на оккупированной территории будут лишены последней возможности реализовывать свои права», – отметил он.
В то же время, по нашим данным, на территории «ЛНР» уже сейчас работают как государственные, так и частные нотариусы с печатями «молодой республики».
По мнению нашего эксперта, такое положение дел ведет к тому, что на территории Украины будет существовать два параллельных нотариата. К каким проблемам это может привести в будущем – можно только догадываться.
По мнению ряда экспертов, для урегулирования данной ситуации, Министерству юстиции следует пресечь любую нотариальную деятельность с украинской печатью на неподконтрольных территориях, не делая исключения для каких-то определенных документов и реестров.
При этом для заверения любой доверенности, жителям «ЛНР» и «ДНР» пришлось бы выезжать на территорию Украины, а такая возможность есть не у всех.
В этой связи хотелось бы рассмотреть механизм заключения сделки купли-продажи недвижимости на неподконтрольной территории.
На сегодня эти сделки продолжают заключаться в рамках украинского правового поля.
Разумеется, сделки купли-продажи недвижимости проходят на мирной территории Украины. Нотариусы, работающие на неподконтрольной территории, могут только оформить доверенность.
Зачастую, риелтор берет доверенность у покупателя и от его имени едет оформлять сделку на территорию Украины.
Как видим, решить проблему таким образом, чтобы у людей, вынужденных прибегнуть к услугам нотариуса, вообще не возникало проблем, пока невозможно. Украинский Минюст даже спустя год после начала вооруженного конфликта не выработал четкой, безопасной и логически обоснованной стратегии ведения нотариальной деятельности на оккупированной территории. «Чиновники» молодых республик со своей стороны и вовсе, похоже, выбрали стратегию «чем хуже – тем лучше».
Руководители «ЛНР» и «ДНР» на каждом шагу продолжают жаловаться на экономическую блокаду со стороны Украины. При этом сами они ведут себя по отношению к Украине и ее (своим) гражданам вероломно и безответственно. Создавая «из воздуха» параллельный, незаконный по сути нотариат, они таким образом вносят неопределенность и беспорядок в ту сферу, которая и до войны в Украине нуждалась в стандартизации и упрощении.
Кроме того, создается впечатление, что украинское Министерство юстиции «закрывает глаза» на процессы, происходящие по ту сторону линии разграничения, пуская ситуацию «на самотек».
Нам остается лишь надеяться, что рано или поздно по обе стороны линии размежевания возобладает здравый смысл. В том числе и в обсуждаемом вопросе.
Алексей Чернов для Informator.lg.ua